01.08.2011

Шесть секретов успешного iPad-приложения

ЖВ Чамри (JV Chamary),

редактор журнала Focus

iPad-версия журнала Focus была названа самым лучшим цифровым журналом. Мы расскажем о том, каким образом изданию удалось добиться столь внушительных результатов, и чему научилась команда разработчиков за шесть месяцев работы над приложением.

Рынок цифровых журналов для планшетных компьютеров сегодня переживает стадию экспериментов, поиска новых подходов и решений. С этой точки зрения издательским домам, осваивающим цифровое поле, не стоит ожидать сколь-нибудь существенного дохода в ближайшем будущем.

В ноябре 2010 года ИД BBC Magazine выпустил iPad -версию своего известного научного еженедельника – Focus. Цифровой журнал быстро понравился пользователям, как следствие сегодня рейтинг издания в магазине цифровых приложений AppStore находится на отметке четыре звезды с плюсом. А недавно исследовательское агентство iMonitor присвоило журналу Focus почетное звание «Лучший iPad-журнал в мире».

Ну что, ж весьма не плохой результат, учитывая тематику журнала и тот факт, что издательский дом вывел Focus с одной лишь целью – «прощупать» цифровое поле. Стоит заметить, что издательство воспользовалось помощью со стороны, в частности — компании Mobile QR , специализирующейся на разработке приложений для iPad . Специалистами Mobile QR была разработана специальная программа по конвертации материалов из программы inDesign (устоявшийся стандарт на рынке бумажных СМИ), в формат электронных страниц для iPad ; возможность конвертации контента из одного формата в другой в разы облегчила и без того не легкую жизнь дизайнеров и редакторов.

Журнал Focus разработал высококачественную платформу, которая, несомненно, пригодится издательскому дому BBC при дальнейшей экспансии в мир цифры. Подход издательского дома к созданию iPad -приложения можно назвать одновременно простым и эффективным, он зиждется на одном постулате: содержать небольшую команду разработчиков и сделать процесс создания цифрового журнала максимально эффективным. При разработке приложения была проделана огромная работа, опробованы различные подходы, в результате чего мы публикуем Шесть секретов успеха, которые помогут любому журналу добиться популярности на «ниве цифрового поля».

1. Персонал

Всего лишь 18 месяцев назад никто не знал, что такое iPad и «с чем его едят». Тогда никто не понимал, каким должен быть по настоящему цифровой журнал, должен ли он быть простой PDF -копией бумажной версии, или — по настоящему интерактивным, с всплывающими окнами, возможностью просмотра видео- и аудиоконтента и т.д. Никакое исследование рынка не могло ответить на эти и многие другие вопросы, которые встают перед издателем, решившим войти в цифровой век.

Focus можно назвать первопроходцем. Он стал одним из первых журналов, появившихся на планшетном компьютере вместе с такими журналами как Wired и Popular Science . Единственным преимуществом, которое получил издательский дом BBC , стала возможность на собственном опыте опробовать новый функционал, который открывается перед бумажным журналом по ту сторону экрана iPad .

Команда разработчиков тщательно следила за тем, что предпринимают конкуренты. К сожалению не всегда чужой опыт помогает решить проблемы с которыми ты сталкиваешься. В специальный отдел по разработке цифрового журнала вошло три дизайнера и один редактор (по аналогии с линейкой товаров Apple отдел быстро получил шутливое название iTeam ). Таким образом, было сформировано одно из базисных правил при разработке цифрового журнала: контент для iPad-версии должны разрабатывать сотрудники редакции, которые знают особенности дизайна политику издательского дома.

2. Простота

Тщательный анализ AppStore подтвердил гипотезу редакции, что популярные приложения всегда выглядят просто, но со вкусом. Интерактивные эффекты производят хорошее впечатление на читателя, но они не должны быть слишком навязчивыми.

Focus – журнал для людей интересующихся наукой, но не обязательно работающих в этой области. То есть это журнал для обычных читателей, которым интересно прочитать материалы, написанные на доступном языке и рассказывающие о последних открытиях и экспериментах.

При создании журнала усилия редакции в первую очередь были направлены на то, что бы сделать контент цифровой версии интуитивно понятным, а удобство чтения должно было оставаться на том же уровне, что и чтение бумажной версии.

В некоторых iPad -журналах первое, что видят пользователи после загрузки – страшная страница с инструкциями о том, как использовать приложение. Увидев такую страницу, читатель начинает думать, что использовать журнал будет сложно, что в свою очередь не располагает к чтению. Разработчики приложения журнала Focus пошли другим путем. Они решили сделать чтение журнала максимально похожим на процесс использования самого iPad , поэтому приветственная страница издания содержит лишь несколько строчек с инструкциями.

Одним из главных камней преткновения между читателями и создателями цифровых журналов стала проблема ориентации журнала. Действительно как сделать так, чтобы журнал одинаково хорошо выглядел как в горизонтальном, так и вертикальном положении? Журнал Wired , например, избрал весьма не лучшую стратегию в этом вопросе, предложив читателям лишь горизонтальную версию цифрового издания. Нельзя сказать, что бы это стало причиной отказа читателей от журнала, но в App Store стали появляться комментарии типа: «размещать журнал в горизонтальном или вертикальном положении – мое право выбора, а не вашей редакции!!!!».

Пользователям, загрузившим Focus в iPad , предоставлена возможность читать конетнт как в горизонтальной, так и вертикальной верстке. Разница заключается лишь в том, что в горизонтальном положении читатель видит лишь 60% от контента, а в вертикальном все 100%.

Верстка журнала в горизонтальном и вертикальном формате в два раза увеличивает трудозатраты на создание журнала. Эффективней предложить пользователям один вариант издания, доступного в различных форматах, с тем, чтобы они сами выбирали как им удобнее читать.

3. Интерактивный функционал

Цифровой журнал открывает перед издателями поистине новый мир. Одним из открытий, сделанных разработчиками журнала Focus , стал тот факт, что самый популярный раздел бумажного журнала не всегда так же популярен в цифровой версии.

Например, раздел «Вопросы и ответы» (в этой рубрике публикуются ответы на научно-популярные вопросы, такие, например, как «почему у космоса черный цвет?»), который традиционно любят читатели бумажного журнала, оказался не так популярен среди пользователей цифровой версии. Владельцам iPad больше понравился раздел MegaPixel — фотогалерея с картинками большого высокого качества, на которых изображено извержение вулкана, фото луны и т.д.

Раздел MegaPixel стал популярным, потому что iPad позволяет дополнить фотографии новым функционалом, который невозможно реализовать на бумаге. Пользователи могут увеличивать изображение, рассмотреть в деталях каждый кусочек фотографии, могут узнать где было сделано изображение, посмотреть на картах Google место съемки, получить дополнительный контекст к каждой фотографии и т.д.

К сожалению, не любой контент бумажного журнала хорошо смотрится на iPad . Издатели не должны бояться исключать публикации или элементы дизайна, если они плохо смотрятся на планшетном компьютере. В частности, цифровой журнал Focus лишь на 95% копирует бумажного собрата.

Как же узнать какой контент стоит переносить в цифровой журнал, а какой лучше оставить в бумажном? В первую очередь надо понять, какой контент не будет смотреться на тачскрин-устройстве, и перенос какого займет большое количество времени. Focus , например, не стал переносить раздел с кроссвордами и головоломками, справедливо полагая, что трудозатраты на конверсию не покроются дополнительной потребительской ценностью.

4. Самосовершенствование

Стоит или нет изменять цифровой журнал? Ответить на этот вопрос смогут лишь его читатели. Разработчики издательской платформы – специалисты из Mobile IQ — в свое время работали и над приложением для BBC News . Главной особенностью приложения для BBC стал круг, по которому пользователь должен водить пальцем, осуществляя тем самым навигацию по новостному ряду. Подобная модель оказалась интуитивно понятной и удобной для пользователей новостного приложения.

Но когда подобный прием был использован для журнала Focus , то стало ясно, что пользователи часто просто не замечали интересный для них контент. Поэтому было решено не просто отказаться от использования «карусели», но и полностью переосмыслить навигацию и дизайн журнала. 

Кроме того, изначально предполагалось добавить в журнал различный мультимедиа контент (видео, аудио, фотографии и т.д.). Но как выяснилось, даже в век быстрого Интернета бесконечно увеличивать контент в издании – технологическая утопия. В конечном итоге объем памяти устройства ограничен, пользователям не нравится когда приходится долго ждать загрузки журнала, а 3 G -трафик пока не дешев.

В конечном итоге, путем проб и ошибок, редакции удалось вычислить максимальный «вес» цифрового журнала. Как оказалось он не должен быть больше 100 мегабайт. На фоне конкурентов, журналы которых порой «весят» 500 мегабайтов, редакция Focus поступила мудро.

5. Рейтинги и отзывы

В отличие от читателей бумажных журналов, с которыми обратная форма связи поддерживается главным образом с помощью электронной или обычной почты, читатели цифровых изданий могут сильно навредить репутации проекта, выставляя низкий рейтинг в App Store . Поэтому технические ошибки и оплошности должны быть исправлены в ту же секунду, как только их обнаружили.

Подобно другим журналам ошибки в коде выявляются и в Focus . Например, в декабре прошлого года была выявлена ошибка в загрузке приложения. Не смотря на то, что ошибка была исправлена в двухдневный срок, рейтинг журнала упал с пяти звезд до четырех с плюсом. Поэтому скорость реакции на программные ошибки имеет одно из ключевых значений в мире цифровых журналов. Несмотря на то, что издательские дома вкладывают значительные суммы в разработку платформ для журналов, этот рынок только формируется, и сбои в работе системы имеют место быть.

6. Стоимость

Как продажи цифрового журнала влияют на продажи бумажного аналога? Сегодня можно смело ответить на этот вопрос – не влияют никак. Цифровой журнал не канибализирует «родителя», поскольку он еще слишком мал. Количество читателей цифрового журнала до сих пор составляет лишь малую долю аудитории бумажного. Однако, по мере того как рынок крепнет и количество владельцев планшетных компьютеров на базе iOS или Android увеличивается, уже никто дает гарантии, что бумажный журнал будет и в будущем также востребован.

40% тиража Focus распространяется с помощью подписки. Эти подписчики составляют около 60% целевой аудитории цифрового журнала.

Последние несколько месяцев редакцией проводилась акция, согласно условиям которой цифровой журнал продавался в половину стоимости бумажного. Как результат продажи журнала удвоились.

***

Несмотря на то, что рынок цифровых журналов растет, этот рост в первую очередь вызван желанием пользователей посмотреть что из себя представляет цифровое издание. Большинство загрузок – эффект сиюминутного желания. Хотя стоит заметить, что уже сегодня постепенно формируется класс пользователей, которые действительно хотят читать качественный контент на экране планшетного компьютера.

Источник: inPublishing

Перевод: Иван Лисов, PlanetaSMI.RU

Комментариев нет: