Крупнейший российский книготорговый ритейлер — ООО «Топ-Книга» — наконец-то рассказал о своих планах на будущее. Фактически впервые за последний год, а именно столько компанию лихорадит из-за долгов и начавшейся процедуры банкротства, ее основной собственник Георгий Лямин (в настоящее время он вернулся к управлению компанией в качестве главного исполнительного директора) и нынешний генеральный директор Юлия Бунина прокомментировали происходящее. Руководители «Топ-Книги» подтвердили выводы и прогнозы, которые высказывали и аналитики, и бывший коллега Лямина по бизнесу, а ныне — гендиректор книготорговой компании «Аристотель» Михаил Трифонов (см. «Она утонула» в «Эксперте-Сибирь» № 20–21 за 2011 год). Официально подтверждено, что «Топ-Книга» окончательно отказывается от прежнего формата многопрофильных книжных магазинов и становится сетью дешевых канцелярских супермаркетов. Этим, кстати, Лямин объяснил и все предыдущие смены генеральных директоров. «Понимаете, я вчерашний вечер провел, скачивая тексты с «Либрусека», а Юлия Бунина готовила презентацию по стратегии развития компании. Я не могу возглавлять компанию, если она не будет книжной, а Бунина пришла из розницы и на данном этапе отлично понимает, чем необходимо заниматься», — просто и понятно объяснил основатель и основной владелец компании.
До сих пор большинство сторонних комментаторов причиной нынешнего кризиса «Топ-Книги» называли безграмотное руководство компанией. Но топ-менеджеры сети корень всех проблем видят во внешних обстоятельствах. «Книг покупают все меньше. Падение рынка на 15–20 процентов ежегодно. Мы видим, что обычные книги все чаще уступают электронным. Да что и говорить — даже менеджеры моей компании иногда не могут вспомнить, когда они последний раз покупали книги», — жаловался Геогрий Лямин.
Очевидно, процедура банкротства «Топ-Книги», которая идет с мая этого года, остающиеся миллиардные долги (по некоторым оценкам, более 3 млрд рублей), а также развитие издательствами собственных сетей (в Сибири прижились магазины издательства АСТ под брендами «Читай-город», «Новый книжный» и «Буквоед») явно не способствовали повышению интереса к самой «Топ-Книге». Временный эффект (который Лямин назвал «феноменальным») дали распродажи, которые проходили под лозунгом «ликвидации магазинов». По данным «Топ-Книги», они позволили увеличить поток клиентов в магазины с 2 до 3,5 млн человек в месяц. Хотя для этого ритейлеру пришлось снизить торговую наценку с докризисных 160% до 50% и вплотную приблизить цены в магазинах к себестоимости товара. «Основной интерес в ходе распродажи составили канцтовары, их продажи увеличились в 5–10 раз, детские книги, книги по домоводству, быту и досугу. На удивление мало поднялись продажи художественной литературы. Даже книг типа романов Дарьи Донцовой», — подвела итоги Юлия Бунина.
Запрыгнуть в уходящий поезд
Возможно, именно результаты «ликвидации» магазинов определили и новую стратегию развития «Топ-Книги», которая далека от книжного романтизма Лямина и больше подходит «торговому» прошлому Юлии Буниной (она много лет отработала в сфере ритейла). Раньше компания делала ставку на просвещение общества, что толкало «Топ-Книгу» приходить в далеко не перспективные по маржинальности небольшие города типа Костомукши или Чапаевска. Теперь она станет «попсовой». С 1 октября все магазины сети должны открыться под единым брендом «КнигоМир», книги в них займут лишь 30% ассортимента. Высокой литературы в них будет немного. «В основном по домоводству, быту и досугу. Мы отказываемся от специальной литературы, оставляем совсем немного гуманитарных и художественных книг. В основном это будут «топовые» авторы и произведения», — говорит Бунина.
Как и предполагал «Эксперт-Сибирь», компания оптимизирует и свою большую сеть — с нынешних 450 до 350 магазинов, причем в первую очередь «под нож» пойдут крупные магазины типа «Литеры» и «Лас-Книгаса», и также точки в малых городах. «Мы с удовольствием уходим из всех этих Костомукш и Кандалакш», — не скрывала радости Бунина. В рамках стратегии закроются три из четырех логистических центров «Топ-Книги» — в Саратове, Новосибирске и Ростове-на-Дону, останется только московский.
Следует констатировать, что все эти решения — давно известные — далеки от идеальных. И больше похожи на действия утопающего, хватающегося за любую соломинку. Конкуренты компании признают — «Топ-Книга» пытается заскочить в уходящий поезд. «Новый формат магазинов, по сути, никак не повлияет на ситуацию на рынке. По продажам книг «Топ-Книга» и так уже давно не была нам конкурентом, а на рынке канцелярии они смогут выиграть, только если продолжат политику демпинга. Кроме того, вызывает серьезные сомнения то, что поставщики будут работать с «Топ-Книгой», учитывая ее долги и кредитную историю», — констатировала менеджер по логистике книтоторговой сети «ПродаЛитъ» (39 магазинов в Иркутской области) Екатерина Черемных. Кстати, долги перед издательствами и банками «Топ-Книга» гасить пока не собирается. По словам Юлии Буниной, процедура наблюдения дает компании передышку в расчетах с кредиторами.
Сергей Чернышев
Комментариев нет:
Отправить комментарий