Медиа-рынок Украины: вызовы и перспективы
Идет ли украинский медиа-рынок в ногу с мировыми тенденциями и насколько он отвечает современным требованиям для успешного ведения бизнеса.
Об этом шла речь во время завтрака-дискуссии "Всемирный газетный конгресс: уроки и выводы для Украины" с участием украинских медиа топ-менеджеров, организованного Украинским институтом развития медиа и Украинской ассоциацией издателей периодической прессы.
Подводя итоги 64-ого Всемирного газетного конгресса и 19-ого Форума редакторов,эксперты отметили, что подобного рода мероприятия являются одними из немногих ключей, открывающих двери в нашу страну для всего мира. Но, кроме того, газетный Конгресс дал возможность сравнить украинскую медиа-отрасль с более развитыми западными и азиатскими рынками. Олег Наливайко, глава Национального союза журналистов Украины, подчеркнул, что во многом Украине близок рынок соседней Польши. По его словам, польские коллеги также поддержали тезис, что в будущем основной медийный бизнес будет заключаться в продаже уникального контента и новых подходах в продаже рекламы. "Понимание ситуации у наших редакторов районных и областных газет очень похоже с видением польских коллег. Выводы сделали приблизительно одинаковые, по крайней мере, говорим на одном языке", — заметил Олег Наливайко, добавив, что польский опыт пригодится Украине также и в случае начала процесса приватизации государственных и коммунальных СМИ, о чем во время Конгресса заявил Президент Украины Виктор Янукович.
В свою очередь Нина Багаева, заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Сегодня мультимедиа", высказала мнение, что украинский рынок прессы больше похож на российский, чем на польский. По ее словам, в Украине медиа-отрасль развивается в соответствии с западными трендами, но без использования их экономических моделей, с совершенно другими объемами и деньгами. К тому же у нас еще неразвита мультимедийная журналистика, о которой много говорили докладчики Конгресса. "До настоящей конвергентности нам предстоит еще очень длинный путь. Это и организация самого процесса внутри редакции, и работа с контентом. Но начинать нужно с журналистов, обучая их. При этом важно помнить, что не все из них смогут приспособиться к мультимедийности", — отметила Нина Багаева.
Татьяна Мокротоварова, главный редактор Comments.UA, заметила, что мультимедийная журналистика невозможна и без четкого определения аудитории изданий. "Один из важнейших уроков для украинских интернет-изданий — знать, с кем они работают. Не просто следить за рейтингами, а исследовать, кто именно стоит за этими цифрами, что это за люди. Аудитория имеет некие характеристики, которые, прежде всего, нужно знать самому изданию. Только тогда поднимается вопрос о монетизации", — заявила г-жа Мокротоварова.
Янина Соколовская, главный редактор газеты "Известия в Украине", обратила внимание, что многие вещи, о которых говорили на Конгрессе, все еще неприменимы для Украины. В частности, это связано с разными показателями роста медийных рынков в разных странах. "Это был Конгресс космического уровня. Делегаты, которые приехали в качестве докладчиков, это люди с других планет, причем, более высокоразвитых", — сыронизировала она.
Впрочем, по словам Дианы Дуцик, редактора сайта MediaSapiens, далеко не все украинские СМИ в полной мере оценили серьезность прошедшего мероприятия. "Жаль, что как медиа-рынок Украина не была достойно представлена на Конгрессе. У нас достаточно много хороших кейсов и примеров, которые можно было бы показать. Украинская сторона должна была представить общий доклад, который мог бы продемонстрировать миру наш рынок. Если мы хотим интегрироваться на Запад, мы должны говорить о наших возможностях", — сказала Диана Дуцик.
Говоря о потенциале украинского медийного рынка, участники дискуссии отметили, что сегодня наш рынок, особенно как потребитель программного обеспечения и мультимедийного оснащения редакций, интересен западным компаниям. Об этом также неоднократно упоминали делегаты Конгресса. В то же время генеральный директор ИА "Интерфакс-Украина" Александр Мартыненко заметил, что для мировых грандов СМИ украинский рынок предпочтителен скорее как потенциал дешевой рабочей силы и высоко конкурентного продукта Аргументируя этот тезис, он заметил, что в Украине единицы компаний, работающих в сфере медиа вкладывают деньги в развитие "Как рынок сбыта мы им неинтересны, но интерес вызывают наши люди, разрабатывающие программное обеспечение. Теоретически мы можем быть поставщиками определенного продукта, так как украинское программное обеспечение хорошего качества и стоит оно относительно недорого. Это источник дохода, независящий ни от экономической, ни от политической ситуации в стране", — уверен Александр Мартыненко.
Одним из ключевых вопросов сентябрьского газетного Конгресса, на который также обратили внимание участники итоговой дискуссии, является дальнейшее развитие розницы с учетом расхожего мнения , озвученного на Конгресса, о преждевременных похоронах принта. По словам, Александра Бородина, гендиректора компании "Твоя пресса", точек продаж газет и журналов в Украине становится в разы меньше и ситуация бриближается к критической для всех издателей периодической прессы . Виной тому сложившиеся годами костные регулятивные механизмы, задействующиеся государственными органами к точкам продажи. " В таких условиях мы не можем содержать региональную сеть, которая работает с убытками в десятки тысяч гривен", — подчеркнул Александр Бородин.
Учитывая сложившуюся ситуацию с розницей, участники дискуссии пришли к выводу, что рынок обязан проявить консолидированную позицию, обратившись к властям с четким перечнем своих проблемных вопросов и вариантами их решений. Как отметил Алексей Погорелов, генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП), прежде всего, необходимо убедить правительство принять "Положение о розничной торговле прессой", делая при этом акцент на специальный статус СМИ. " Есть смысл от имени участников рынка разработать совместный консолидированный пакет конкретных предложений по вопросам розничных продаж, и представить его украинскому правительству", — подчеркнул он.
"Мы должны подключаться к этому процессу и, наконец, начать действовать сообща, представляя медиа как полноценную отрасль экономики", — резюмировала генеральный директор Украинского института развития медиа Алена Громницкая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий