26.01.2013

Магазины будущего: чего ждать?

Магазины будущего: чего ждать?

Евгений Бутман опубликовал на Slon.ru футурологический прогноз о том, какими станут магазины в будущем. По его представлению, интернет-торговля выйдет из моды, а ритейлеры научатся торговать не товаром, а эмоциями. PlanetaSMI.RU публикует этого часть прогноза.

 

***

В ближайшие десятилетия магазины, в которые мы ходим, полностью преобразятся. Попробуем представить себе, как будет выглядеть магазин будущего.

Место бумажных ценников займут гибкие наклейки с сенсорным экраном, из которых можно будет узнать о товаре все, что нужно: свойства, дату и место изготовления, технологию приготовления, химический состав, калорийность, совместимость с другими продуктами и так далее. На этих наклейках может быть даже меню, чтобы ориентироваться в информации. Все это можно будет прочесть на месте, а можно — считать в свой телефон, чтобы изучить потом. Все корзины и тележки будут снабжены фотоэлементами и чипами, определяющими и запоминающими все, что вы сложили в корзину.

Тележки могут быть самоходными, с дистанционными пультами, работающими на единой волне. Пульт можно будет взять на входе в магазине, а можно настроить свой, как сейчас настраивается взаимодействие устройств по Bluetooth. Или вовсе скачать приложение и управлять тележкой со своего смартфона. Тележки будут совместимы с багажниками автомобилей и научатся сами выгружать товар в машину. Те, кто не на автомобиле, смогут поставить оплаченные покупки в специальную ячейку и указать адрес. К вечеру все привезут.

Магазину будущего не понадобятся ни кассиры, ни кассы, ни терминалы для приема пластиковых карт. Даже сегодня чип карты можно встроить куда угодно, хоть на лоб налепить. Он может быть частью многофункционального электронного ключа от машины, дома, гаража и так далее. Подойдя с тележкой к одному из электронных экранов магазина, вы нажмете на иконку «заплатить», после чего терминал мгновенно считает с чипа корзины список всего, что в нее положили, и информацию с вашего платежного чипа. Покупателю останется лишь просмотреть список на экране и подтвердить платеж. Может быть, пин-кодом, а может быть, и биометрией — нажатием пальца или сканированием сетчатки глаза.

Разглядывать товар и доставать его будет удобнее: вместо обычных стеллажей в магазинах появятся полки-трансформеры, которые можно двигать, наклонять, поворачивать. Люди-работники не понадобятся даже в отделе готовой еды. Там покупатель сможет сам на терминале задавать нужный вес и даже температуру еды, если ее надо подогреть. Упаковка может изготавливаться прямо в магазине по размеру и количеству покупок.

Поэтому тем детям, кто сегодня играет в магазин и видит себя за прилавком или за кассой, стоит задуматься о другой профессии. С продавцами и кассирами произойдет то же, что случилось с рабочими на полностью роботизированных заводах. Тех сменили программисты и операторы станков. Кассиры исчезнут вовсе, а продавцов заменят операторы сервисов. Зато сохранится функция консультантов — и не просто сохранится, а станет еще важнее. Люди чаще желают слушать и общаться, чем читать, и автоматизация магазинов даст им такую возможность.

Терминалы магазина позволят делать многое из того, что сегодня кажется немыслимым. Выписать со склада дополнительный товар, которого нет в зале. Заказать покупки на завтра или на любой другой день. Не тратить время на набор одних и тех же покупок каждый день. Если вы всякий раз покупаете свежий пакет молока, батон и вареную колбасу, то поставите галочку, чтобы на следующий день стандартный набор уже ждал вас. Список покупок можно будет написать из дома или по дороге, зайдя через интернет в свой личный кабинет.

А место сегодняшних скидочных карт займут индивидуальные программы ценообразования, основанные на истории покупателя. Магазин будет знать, что клиент и члены его семьи покупали в последние несколько лет. Если за это время семья приобрела 200 бутылок молока и один арбуз, то на молоко клиент получит приличную скидку, а вот арбуз ему продадут с наценкой.

Такая же индивидуализация коснется и других направлений ритейла. В магазинах одежды и обуви будут повсеместно стоять сканеры фигуры, мгновенно выдающие покупателю его размер. Подбирать товар мы будем не как сейчас, долго бродя по залу, а более рационально: сначала зададим, как должна сочетаться желаемая вещь с другой одеждой и аксессуарами, которые у нас уже есть, или с другими вещами, что продаются в этом же магазине. Можно будет даже заказать подбор комплекта вещей по стилю, цвету, сезону, цене. И не ждать, пока к вам подойдет продавец.

Если вы придете в магазин за креслом, телевизором, музыкальным центром или спортивным тренажером, то сразу, на голограммной картинке, увидите, как приглянувшаяся вещь впишется в интерьер вашей квартиры. Покупатель сможет прямо в магазине узнать, сколько прослужат зимние сапоги с учетом погоды в регионе, через сколько месяцев продавится кресло с учетом веса человека, который будет в нем сидеть, или на сколько хватит стиральной машины, если стирать белье по три раза каждый день.

PlanetaSMI.RU

Иллюстрация: Вishelp.ru

Комментариев нет: