Вчера,
16 сентября, в рамках Kiev Media Week состоялся круглый стол на тему
“Рынок глянцевой прессы в Украине: перспективы развития, пути борьбы с
кризисом, конвергенция, контент”. Присутствовавшие на круглом столе
представители крупнейших издательских домов, рекламных и подписных
агентств обсудили текущую ситуацию в отрасли.
Первым выступал Алексей Погорелов,
генеральный директор УАИПП, озвучивший основные цифры рынка. Согласно
данным УАИПП, сегмент женского глянца — это на сегодня самый стабильный
сегмент рекламы в прессе. Доля рекламных затрат на размещение в
глянцевых журналах для женщин в 2014 году останется такой же, как и в
прошлом году (3,4% от общих затрат на рекламу). В целом женские издания
ожидает наименьшее снижение рекламных доходов: -12% при прогнозируемом
падении рекламы во всей прессе на 21%.
На долю женских глянцевых изданий приходится
более четверти аудитории прессы (1,7 млн. чел., MMI 2014/1+2). Причем
основная аудитория — у печатных глянцевых СМИ. Доля интернет-площадок
глянцевых изданий составляет 15,4% общей аудитории украинских изданий в
интернете (190 тыс. чел.).
Развитию бизнеса издательских домов в
интернете был посвящен доклад Алины Тертышниковой, директора по
интернет-маркетингу UMH publishing. По ее словам, интерес к контенту
новостных и развлекательных изданий в интернете растет. Так, в июле 2014
года по сравнению с июлем 2013 года доля пользователей интернета,
которые посещают контентные ресурсы, выросла с 58% до 63%, или до 11,2
млн. чел.
Интересно, что хотя динамика роста аудитории
веб-ресурсов телеканалов и издательских домов похожа, тем не менее, доля
потребителей контента, производимого издательскими домами для
веб-площадок, заметно больше. И это несмотря на наличие у телеплощадок
видеоконтента. В UMH считают, что причина — в разнице между объектами
лояльности в прессе и на телевидении. На телевидении объектом лояльности
является единица контента (определенное шоу, программа), в то время как
в прессе — это бренд самого издания.
Ирина Мищенко, руководитель отдела прессы
Starcom Ukraine, представила краткий SWOT-анализ прессы как
рекламоносителя, напомнив о ее сильных и слабых сторонах.
Сильные стороны:
- канал со стабильным охватом;
- способен эффективно работать на формирование лояльности;
- предлагает микс онлайн- и офлайн-аудитории;
- рынок сконцентрирован вокруг крупных ИД (топ-5 по доходам — UMH, Burda, “Эдипресс”, Sanoma, HSU (данные “Коммуникационного альянса”, 2013)).
Слабые стороны:
- самый высокий показатель СРТ среди всех медиа. Он высок даже для прямой рекламы, не говоря уже о спецпроектах, даже таких простых, как вкладки или сэмплинги. Бренды масс-маркета в основном не готовы платить такую стоимость за контакт. Раньше издатели возлагали надежду, к примеру, на табачные компании, но сегодня и они сокращают бюджеты. “Все зависит от целей и задач, которые ставит клиент. Если мы говорим о нестандартных и дорогостоящих спецпроектах, то они больше работают на имидж бренда. А если речь идет о кросс-медийных проектах (принт + онлайн + ивент. — Ред.), то здесь упор делается на построении охвата”, — прокомментировала Ирина Мищенко;
- непрозрачное ценообразование;
- падение доверия к эффективности медиаканала со стороны клиентов (отсутствие сертификации тиражей);
- мировые тренды по падению прессы создают дополнительные сложности при планировании.
Возможности:
- оптимизация цен (пакетные предложения, бонусирование, редакционная поддержка);
- лояльность издательских домов при годовом ценообразовании (сохранение условий/дефляция при больших объемах).
Угрозы:
- регулярное сокращение бюджетов на прессу для нивелирования инфляции в ТВ и увеличения инвестиций в онлайн.
Ирина Раненко, директор по работе с клиентами
Pleon Talan, отметила, что, несмотря ни на что, глянцевым изданиям
смерть не грозит: “Эту категорию заменить невозможно, пока живы люди,
которые воспитывались на печатном глянце, — они полностью в интернет не
перейдут. Кроме того, есть цели и задачи, которые ставят рекламодатели.
Если необходимо выстроить имиджевые характеристики бренда, нужен принт,
потому что клиенты пока не готовы воспринимать онлайн как полноценный
имиджевый канал. И склонны ценить публикации в принте намного выше, чем в
онлайне.
Также не стоит забывать о контенте и
форматах: рекламодатели хотят чего-то яркого и запоминающегося.
Неоднократно можно встретить ситуации, когда издательства предлагают
клиентам стандартные решения. Поэтому я хотела бы призвать коллег из
издательств к синергии: мы с вами должны работать сообща и предлагать
рекламодателям эффективные, интересные и нестандартные решения. Понятно,
что это требует дополнительных ресурсов и креативных, суперпрорывных
людей, но я уверена, что совместными усилиями мы сможем решить эту
задачу”.
Завершился круглый стол неизбежной темой
сокращения тиражей из-за оккупации и военных действий на территории
Украины: в среднем, издания потеряли до 20% тиражей. В то же время,
многие рекламодатели тоже потеряли этот рынок из-за сложностей с
дистрибуцией и организацией продаж. И что с этим делать, пока никто не
готов сказать окончательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий