Газетный бизнес без «розовых очков» | Газетный клуб
На масштабной и представительной конференции, организованной VMG Group, состоялось откровенное и прагматичное обсуждение тенденций и проблем газетной отрасли. Да, всё сложно, но, по мнению участников, «доброжелатели» явно поторопились с похоронами газет.
III Международная конференция по газетному производству прошла 8 октября в респектабельном гостинично-туристическом комплексе «Гранд Отель Поляна», построенном в Красной Поляне и первым принимавшим гостей зимней Олимпиады. Можно констатировать, что здесь собрался весь цвет газетно-журнальной индустрии — 140 человек представляли типографии и компании из 7 стран.
А присутствие и выступления спикеров официальных партнёров VMG Group — Manugraph, Agfa Graphics, Huber Group, Гильдии издателей (ГИПП), Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП), РАО «Бумпром», крупнейшего российского медиахолдинга «Татмедиа», самой тиражной и популярной газеты «Аргументы и факты», а также руководителей книжно-журнальных типографий существенно расширили диапазон изложенных мнений. Ведь газетные типографии — лишь одно из звеньев в сложной производственной цепочке, которая начинается на бумажных комбинатах и заканчивается свежей газетой на столе у читателя. Сегодня книжно-журнальная продукция становится под силу и «газетчикам», которые расширяют производственные возможности и ассортимент продукции.
Куда идут газеты?
Газетная отрасль вступила в затяжной кризис — увы, с этим сложно спорить. Начало которому дал импульс развития информационных технологий, падение читательского спроса, отсутствие социально значимого контента, засилье жёлтой прессы и множество других факторов. И началось всё ещё на рубеже веков, когда доступность и оперативность новостной информации в интернете стали подтачивать читательскую базу газет. Экономический кризис 2008 г., ударивший по рекламным доходам, лишь усугубил ситуацию. Но смерти газет в международном масштабе тогда не случилось, не наблюдаем её мы и сейчас. Оказалось, что у этого популярного медианосителя ещё есть потенциал развития, о чем свидетельствует и статистика.
Директор VMG Group Дмитрий Ремизов привёл ряд цифр. Два слайда из его презентации, основанные на данных авторитетных международных организации, говорят о том, что после многих лет паления в газетной печати наметилась положительная тенденция. Мировые ежедневные тиражи с 2009 г. снижались, но в прошлом году неожиданно начали расти. К сожалению, рост наблюдается за счёт Азии и Латинской Америки — Россия пока не вошла.
Почему падают тиражи в развитых странах, ни для кого не секрет. Газеты проигрывают аудиторию более современным и динамичным медианосителям — интернету, социальным сетям, мобильным приложениям. Картину перемен довольно наглядно демонстрирует слайд, показанный представителями Agfa Graphics.
Да, эволюция в распространении и потреблении новостей происходит. По так .in уж она фатальна для газет? Здесь уместно обратиться к ещё одной диаграмме, приведённой Д. Ремизовым. Она про самое важное деньги. Оказывается, доходы от печатных продуктов сейчас составляют 93% в обороте издателей. То есть печатная версия, несмотря ни на что, остается основой финансового состояния издателей газет.
Спросили у типографий
Д. Ремизов представил собравшимся результаты исследования, проведённого VMG Group в сентябре 2014 г. В анкетировании по 24 вопросам приняли участи 19 газетных типографий России, потребляющих в сумме 6614 т бумаги в месяц. Особое внимание уделялось загрузке и её изменению за последние два года. Исследование заслуживает отдельной публикации, здесь отметим лишь два наблюдения: причины падения загрузки, как правило, связаны с появлением сильного конкурента, а максимальный рост — с установкой нового оборудования. Исследование планируется повторить в 2015 г.
Тем не менее, создание и продвижение альтернативных каналов, нацеленных на более молодую аудиторию, остаётся обязательным пунктом в стратегии развития современного газетного издательства. При этом галетам, которым сложно конкурировать с интернетом и социальными сетями в оперативности, следует больше заботиться об аналитике. И не забывать учитывать местную специфику…
Всё это понимают в крупнейшем российском медиахолдинге ОАО «Татмедиа», который представлял на конференции генеральный директор Фарит Шагаахметов. В списке активов ведущей медиакомпании Татарстана — 99 республиканских, городских и районных газет, 21 журнал, 94 сайта, 24 телеканала, 13 радиостанций, одно информационное агентство и 2 республиканских электронных газеты.
Руководитель рассказал, как в холдинге борются с негативными тенденциями. Например, из-за повышения почтовых тарифов подписка на второе полугодие 2014 г. резко упала. И хотя по России падение составило 20%, а в Татарстане — 37%, изданиям холдинга удалось удержать падение на уровне 6,3%. 15 «Татмедиа» приложили массу усилии для удержания количества подписчиков, ориентируясь, прежде всего на домохозяйства.
Проводили промо-акции, конкурсы среди подписчиков и почтальонов, отделений связи. Делали обзвон и поквартириый обход населения с предложением оформить подписку. Почти год занимались организацией электронной подписки — со 2 сентября 2014 г. это можно сделать через портал госуслуг, не заходя на почту.
Не забывают и о полиграфии в ПИК «Идел-Пресс» установлена и успешно работает газетная машина в составе двух печатных башен НІІІПЄ и І Шлие Ехргс& концерна МаппшарЬ. Объём переработки бумаги вырос ДО 500 т месяц. С 2012 г. проводится модернизация предприятия для выпуска книг. В холдинге не живут одним днём: есть стратегия развития до 2017 т. С февраля провели 5 стратегических сессий для руководителей каждого уровня с обработкой предложений и идей. Поставлена конкретная цель — увеличение выручки холдинга в 1,8 раза. В заключение Ф. Шагиахметов заявил: «Будущее газеты и бумажного носителя информации в наших руках, и никто, кроме пас, не заинтересован в сохранении отрасли п увеличении читающего, грамотного населення России».
С ним нельзя не согласиться от нашего государства каких-либо преференций для печатной отрасли мы не видели давно. Более того — недавняя отмена госсубсидий на доставку периодики для «Почты России» усугубила ситуацию с подпиской. Но как показал пример «Татмедиа», противостоять негативным тенденциям можно и нужно.
И. Князев (Agfa, Graphics): «Мы считаем наиболее подходщими для газетных производств сочетание “фиолетовых” CTP и свободных от химии пластин»
Ещё один представитель крупного издательства — директор по производству ИД «Аргументы и факты» Константин Дейнекин — представил взгляд на проблемы газетного бизнеса с другого угла. Он сформулировал вопросы, значимые для такого заказчика газетной типографии, как «АиФ». Например, К. Дейнекин отметил, что продукт создают люди, а не машины. Оборудование везде разное, издательство сотрудничает с 50 типографиями. Заказчика волнует не «железо». а качество бизнес-процессов. При правильной организации вопросы заказчика должны доходить до адресатов в типографии — обязательна обратная связь. Не менее важен и следующий шаг — совместное обсуждение и решение системных проблем. Для «АиФ» также хорошим знаком является стремление типографии к развитию — постоянная работа по оптимизации и внедрение новых технологий.
Как раз об оптимизации поведал в своём эмоциональном выступлении недавно вступивший в должность генеральный директор типографии «Экстра М» Ричард Браам. Основная идея бережливого менеджмента, который сейчас внедряется в этой типографии, — постоянная оптимизация технологических процессов с особым вниманием к источникам потерь. А ещё Р. Браам призван коллег к более плотному сотрудничеству лаже между конкурентами.
Идеи и инструменты
Зачем люди приезжают на подобные конференции? Чтобы узнать о тенденциях и пообщаться с коллегами? Безусловно. Но самое полезное — это багаж новых идей, которые можно применить на собственном производстве. С этой точки зрения самым запоминающимся было выступление коммерческого директора «Прайм Принт Москва» Андрея Малахова. Он представил ряд уникальных продуктов для газетного рынка, созданных в этой типографии. Среди них — опция «умные» ноля, позволяющая размещать рекламу на нолях газет формата А2. Реализуется она всего лишь за счёт зарядки в машину рулонов разной ширины, не требуя модернизации. Каждые последующие 4 полосы оказываются шире, чем предыдущие. Похожий вариант размещения рекламы разработан и для газет формата таблоид — уже вдоль верхних полей. Другие варианты требуют определённых модификаций оборудования. Например, есть опция «умные» страницы, позволяющая закрыть обложку половиной полосы и реализовать эффектные рекламные задумки. И это ещё не все творческие наработки «Прайм Принт», продемонстрированные Малаховым…
А. Махалов поразил собравшихся эффектной демонстрацией суперпанорамы. Подобная реклама в газете никак не может пройти незамеченоной. Более того — эта одна и из немногих разработо «Праймм Принт», уже исполненная в реальных коммерческих тиражах.
Майк Вундрам (Huber Group) поделился видением будущего газет с точки зрения производителя печатных красок.
Конечно, газетным типографиям интересны и производственные инструменты. Руководитель российского офиса Agfa Graphics Илья Князев рассказал о решениях этой компании — от допечатного ПО до СТР и пластин. Семейство Arkitex содержит все необходимые «газетчикам» программные инструменты. Для вывода оптимальными для газетных типографий в компании считают «фиолетовые» СТР — новейшая модель Advantage N способна изготавливать до 350 пл./ч. А среди пластин Князев особо остановился на N94VCF — это свободные от химии фотополимерные пластины, имеющие тиражестойкость 200000 экз. В 2013 г. они составляли половину от всего производства пластин Agfa.
Ещё одна популярная тема — УФ-печать в газетных типографиях. Об особенностях её реализации рассказал генеральный директор «ВМГ-Трейд» Андрей Зуйков. Достоинства технологии: недорогое оборудование; не требуется подвода газа и получения на это разрешений; компактность. С 2009 г. по 2014 г. инсталлированная база УФ-сушек в России выросла С 3 до 15 систем, треть из них устанавливала VMG Group. Следующая будет запущена в Чимкенте (Казахстан). Интересно, что в VMG Group разработали собственную недорогую конструкцию УФ-сушки. А. Зуйков не утаил, что у технологии есть и недостатки, а её внедрение требует дополнительной работы от допечатного отдела. Но игра стоит свеч — типографии получают возможность начать выпуск полукоммерческой продукции.
Интересно, что в Европе пошли даже дальше — как рассказала технолог-консультант Hostmann-Steinberg Rus Ольга Галлямова, уже есть опыт внедрения на газетных машинах высокореактивных УФ-красок. Главные преимущества подобных решений — ещё более низкая стоимость оборудования и меньшее энергопотребление, но краски пока существенно дороже обычных УФ-красок.
Вице-президент концерна Manugraph Санжей Шах рассказал о компании, являющейся мировым лидером в производстве рулонных газетных машин одинарной ширины и одинарного диаметра. Следуя мировым тенденциям, компания в 2014 г. представила компактную модель Ecoline высотой всего 2,6 м. Длина рубки — 578 мм, ширина рулона — 915 мм. Такая машина займёт намного меньше места в типографии — её можно установить даже в помещениях с невысокими потолками, а для обслуживания не придётся карабкаться по лестницам.
Судьба отрасли — в руках полиграфистов
Па конференции высказались и директора газетно-журнальных типографий. Конечно, много говорили о проблемах: дорожающих расходниках и рабочей силе; издателях, мечущихся «по кругу» и «выбивающих» из типографий скидки на печать; о создании объединённой базы неплательщиков: общем падении объёмов заказов на рынке; нежелании государства снизойти до проблем полиграфистов и т. п. Но при этом почти каждый рассказывал о том, как развивается его типография, — значит, полиграфисты находят возможности и стимулы для движения вперёд. Наверное, вполне логично, что запланированное обсуждение вопросов для выноса на парламентские слушания в Госдуме РФ во время конференции так и не было закончено — предложения ещё будут формулироваться на местах. Все понимают, что смотреть в будущее сквозь «розовые очки» и ждать помощи от кого-либо можно вечно — и она всё равно не придёт. Конечно, будет полезно объединить усилия, дать точную оценку происходящему, выработать консолидированную программу действий и защитить производственный сектор от постепенного разрушения. Но не следует забывать и о повседневной реальности — работать самим, воплощая в жизнь новые идеи.
Источник: журнал «Publish» №11 (2014)
Комментариев нет:
Отправить комментарий