Рейтинг:
Есть один вопрос, за который меня ненавидят в десятках
редакций. «Зачем?». Зачем мы тратим 2 часа на планерку, зачем мы
перепечатываем пресс-релизы на сайте, зачем мы выкладываем полностью
выпуск теленовостей на Ютуб… В последнее время я часто задаю вопрос
«Зачем?» по отношению к тому, как выглядят онлайн-СМИ.
Давайте посмотрим на страницу одной новости на вашем сайте. Скорее
всего, мы увидим две или три колонки: текст материала там, где пошире и
сбоку всяческие рекламные баннеры и частные объявления, виджеты
«Подключитесь к нам в социальных сетях», «Самое популярное и самое
комментируемое», «Лента новостей», Яндекс.Директ, и еще какой-нибудь
очень важный блок, который запихнули в правую колонку, чтобы был. Зачем
все эти боковые элементы? Приносят ли они клики? Добавляют ли они что-то
к материалу? Помогают ли они пользователю, который оказался на этой
странице? Чаще всего ответ будет «нет».
Но если эти элементы не решают никаких задач, зачем они? Чтобы создать иллюзию «Как много у нас всего на сайте».
По одной версии, эти виджеты появились, чтобы дать пользователю широкий
выбор, куда пойти после прочтения новости. Пусть пользователь сам
решит, что именно его интересует. «А вдруг он захочет посмотреть самую
комментируемую новость», «А вдруг он захочет добавиться в нашу группу
вКонтакте». Это магическое «А вдруг» заставляло добавлять и добавлять
блоки в интерфейс сайта. А вот еще новости партнеров, а вот еще нужно
наши внутренние баннеры вставить, а вот еще ссылки на дружественные
сайты. И кстати, скоро у нас онлайн-конференция, её тоже вставим в
правую колонку.
Но ведь пользователь только-только пришел на нашу страницу, еще не
прочитал материал, ради которого кликнул где-то на ссылку, но мы уже
вывалили на него все варианты, куда ему пойти. Дошел витязь до развилки,
а там 50 указателей. И за каждым указателем — ещё столько же. Сел
витязь под камнем и заплакал.
Визуальный шум
Человек воспринимает страницу сайта целиком. Его глаза и мозг видят всё
это мигающе-многоблочное безобразие. И мозг не может игнорировать то,
что видит. Пользователь кликнул на что-то, что привело его на вашу
новость. Он явно не пришел за всей той обвязкой, которая идет в нагрузку
к материалу. Но мы отвлекаем его внимание от цели, мигая и создавая
избыточный выбор. Мы фактически ставим его перед витриной с 30 видами
колбасы, несмотря на то, что он пришел конкретно за Докторской.
Так создается визуальный шум. Так мы не помогаем человеку
сориентироваться в темах и материалах, а сваливаем на него работу
редактора. Потому что это редактор, а не пользователь должен расставить
приоритеты, связать события между собой, рассказать историю, которая
заинтересует читателя.
Визуальный шум — это избыток ссылок, кнопок, информационных блоков,
баннеров и модулей. Он похож на шум звуковой, когда радиоприемник плохо
ловит сигнал, и звук постоянно прыгает, свистит, корябает, пропадает.
Это невероятно бесит слушателя и первым делом при плохом сигнале люди
переключают радио на другую станцию или вообще вырубают приемник, не
забыв сказать пару крепких словечек.
То же самое происходит и с пользователем сайта, на котором
слишком много визуальных элементов. Уйти, переключиться, закрыть, не
возвращаться.
Удивительно, но плохо сверстанные сайты встречаются у газет с
достаточно приличной сеткой. Удивительно, потому что основные правила
бумажной верстки — структурирование подзаголовками, обязательный воздух,
контрастность, удобочитаемость, отбивки, «фото смотрит в полосу» —
сохраняют свою актуальность и на сайте. Дизайн помогает читателю
сориентироваться, акцентирует внимание на важном, привлекает к ключевым
элементам. «Если нарисованная вами зигагулька не несет никакой смысловой
ценности — выкидывайте ее с полосы», — учили нас на курсе газетной
верстки. Может, сетевым дизайнерам и верстальщикам стоит перепройти тот
курс?
Что мы можем сделать?
Редакторы, с кем я разговариваю на эту тему, делятся на 4 группы:
Можно значительно улучшить сайт без кардинальной переделки, просто наведя на нем порядок.
Шаг 1. Смотрим детальную статистику (Яндекс.Метрику, Гугл Аналитика) за последний год
— Карта кликов покажет вам, на какие разделы в меню люди ходят. То, что
не кликается — убираем из меню. Это делается в админке даже без участия
программистов. Оставляем 5-7 тематических разделов, которые хоть как-то
интересуют наших пользователей.
— Карта ссылок покажет, на какие модули в узких колонках пользователи
кликают. Те, на которые не кликают, убираем без сожаления.
— Та же самая карта кликов покажет ту часть вашей главной страницы, на
которую не кликает никто. Убираем, потому что это балласт.
Шаг 2. Расставляем приоритеты
— К каким разделам, проектам, рубрикам мы хотим привлечь внимание. Что
действительно полезно для нашего читателя, что работает на наши
бизнес-задачи? От чего мы получаем трафик, авторитет, возвраты на сайт,
деньги? То, что не работает на эти 4 результата, с сайта убираем.
— Уберите партнерские сети с сайта. Ваша задача — развивать свой ресурс, а не продвигать чужие.
Шаг 3. Пересматриваем политику иллюстраций и фотографий на сайте
— Мелкие фотки убираем из текста материала. Толку от них мало. Если
есть документальная фотография — ставим во всю ширину так, чтобы край ее
попадал на первый экран просмотра. Если нет фотографии, скриншота,
графики, которые помогают понять смысл новости — не ставим ничего.
Шаг 4. Заводим редакционные стандарты для сайта
— Разрабатываем правила, которым обязательно следуем при публикации
материалов на сайте: выделение цитаты, цифры, основной мысли,
подзаголовков.
— Вручную ставим 1-2 ссылки на близкие по теме материалы
— Зафиксируйте место и время, когда определенные форматы на сайте будут
обновляться. Например, каждый день на этом месте — новый фоторепортаж,
каждую среду на этом месте — новый опрос, каждый четверг на этом месте —
новый обзор, чем заняться на выходных с детьми. Выполняйте обещания и
анонсируйте «что, где, когда» изменяется на сайте через баннеры,
заголовки модулей, обращения к читателям, письма в рассылке.
Шаг 5. Ищем баланс между короткими новостями и развернутыми материалами
— Если вы публикуете в ленте 45 новостей в день, это значит, что в
среднем 1 новость у вас выходит в 15 минут. Есть ли кто-то в вашем
городе, регионе, кто нуждается в такой скорострельной ленте? Чем больше
новостей, тем меньше времени у каждой из них попасть на глаза
пользователю. Сократите количество ежедневных новостей на треть, а
освободившийся ресурс переправьте на фоторепортажи, полезные развернутые
материалы, интерактивы и другие «неновостные» проекты.
— Определите место на главной и на внутренних страницах сайта для
продвижения ваших неновостных проектов. Придумайте или подсмотрите у
кого-нибудь интересные форматы анонсирования, продвижения проектов.
Что в итоге?
Выполнить эти пять шагов под силу практически любому редактору. На это
хватит и знаний, и сил, и воли. Это как провести генеральную уборку:
помыть окна, переставить мебель, чтобы не запинаться каждый раз о
тумбочку, смести из углов паутину, отдать одежду, которую годами не
носим, тем, кому она нужнее. Станет легче дышать, сайт станет приятнее
для глаз, а внимание ваших пользователей будет сконцентрировано на том,
что вы считаете важным. И вы достигли этого без тотальной переделки
сайта и больших расходов на программистов и дизайнеров.
редакций. «Зачем?». Зачем мы тратим 2 часа на планерку, зачем мы
перепечатываем пресс-релизы на сайте, зачем мы выкладываем полностью
выпуск теленовостей на Ютуб… В последнее время я часто задаю вопрос
«Зачем?» по отношению к тому, как выглядят онлайн-СМИ.
Давайте посмотрим на страницу одной новости на вашем сайте. Скорее
всего, мы увидим две или три колонки: текст материала там, где пошире и
сбоку всяческие рекламные баннеры и частные объявления, виджеты
«Подключитесь к нам в социальных сетях», «Самое популярное и самое
комментируемое», «Лента новостей», Яндекс.Директ, и еще какой-нибудь
очень важный блок, который запихнули в правую колонку, чтобы был. Зачем
все эти боковые элементы? Приносят ли они клики? Добавляют ли они что-то
к материалу? Помогают ли они пользователю, который оказался на этой
странице? Чаще всего ответ будет «нет».
Но если эти элементы не решают никаких задач, зачем они? Чтобы создать иллюзию «Как много у нас всего на сайте».
По одной версии, эти виджеты появились, чтобы дать пользователю широкий
выбор, куда пойти после прочтения новости. Пусть пользователь сам
решит, что именно его интересует. «А вдруг он захочет посмотреть самую
комментируемую новость», «А вдруг он захочет добавиться в нашу группу
вКонтакте». Это магическое «А вдруг» заставляло добавлять и добавлять
блоки в интерфейс сайта. А вот еще новости партнеров, а вот еще нужно
наши внутренние баннеры вставить, а вот еще ссылки на дружественные
сайты. И кстати, скоро у нас онлайн-конференция, её тоже вставим в
правую колонку.
Но ведь пользователь только-только пришел на нашу страницу, еще не
прочитал материал, ради которого кликнул где-то на ссылку, но мы уже
вывалили на него все варианты, куда ему пойти. Дошел витязь до развилки,
а там 50 указателей. И за каждым указателем — ещё столько же. Сел
витязь под камнем и заплакал.
Визуальный шум
Человек воспринимает страницу сайта целиком. Его глаза и мозг видят всё
это мигающе-многоблочное безобразие. И мозг не может игнорировать то,
что видит. Пользователь кликнул на что-то, что привело его на вашу
новость. Он явно не пришел за всей той обвязкой, которая идет в нагрузку
к материалу. Но мы отвлекаем его внимание от цели, мигая и создавая
избыточный выбор. Мы фактически ставим его перед витриной с 30 видами
колбасы, несмотря на то, что он пришел конкретно за Докторской.
Так создается визуальный шум. Так мы не помогаем человеку
сориентироваться в темах и материалах, а сваливаем на него работу
редактора. Потому что это редактор, а не пользователь должен расставить
приоритеты, связать события между собой, рассказать историю, которая
заинтересует читателя.
Визуальный шум — это избыток ссылок, кнопок, информационных блоков,
баннеров и модулей. Он похож на шум звуковой, когда радиоприемник плохо
ловит сигнал, и звук постоянно прыгает, свистит, корябает, пропадает.
Это невероятно бесит слушателя и первым делом при плохом сигнале люди
переключают радио на другую станцию или вообще вырубают приемник, не
забыв сказать пару крепких словечек.
То же самое происходит и с пользователем сайта, на котором
слишком много визуальных элементов. Уйти, переключиться, закрыть, не
возвращаться.
Удивительно, но плохо сверстанные сайты встречаются у газет с
достаточно приличной сеткой. Удивительно, потому что основные правила
бумажной верстки — структурирование подзаголовками, обязательный воздух,
контрастность, удобочитаемость, отбивки, «фото смотрит в полосу» —
сохраняют свою актуальность и на сайте. Дизайн помогает читателю
сориентироваться, акцентирует внимание на важном, привлекает к ключевым
элементам. «Если нарисованная вами зигагулька не несет никакой смысловой
ценности — выкидывайте ее с полосы», — учили нас на курсе газетной
верстки. Может, сетевым дизайнерам и верстальщикам стоит перепройти тот
курс?
Что мы можем сделать?
Редакторы, с кем я разговариваю на эту тему, делятся на 4 группы:
Нам такой сайт запрограммировали, мы ничего не можем изменить, а на новый денег нет
У других же сайты выглядят еще хуже, но они как-то существуют
У нас нет дизайнера, а сами мы рисовать не умеем
И так сойдет
Можно значительно улучшить сайт без кардинальной переделки, просто наведя на нем порядок.
Шаг 1. Смотрим детальную статистику (Яндекс.Метрику, Гугл Аналитика) за последний год
— Карта кликов покажет вам, на какие разделы в меню люди ходят. То, что
не кликается — убираем из меню. Это делается в админке даже без участия
программистов. Оставляем 5-7 тематических разделов, которые хоть как-то
интересуют наших пользователей.
— Карта ссылок покажет, на какие модули в узких колонках пользователи
кликают. Те, на которые не кликают, убираем без сожаления.
— Та же самая карта кликов покажет ту часть вашей главной страницы, на
которую не кликает никто. Убираем, потому что это балласт.
Шаг 2. Расставляем приоритеты
— К каким разделам, проектам, рубрикам мы хотим привлечь внимание. Что
действительно полезно для нашего читателя, что работает на наши
бизнес-задачи? От чего мы получаем трафик, авторитет, возвраты на сайт,
деньги? То, что не работает на эти 4 результата, с сайта убираем.
— Уберите партнерские сети с сайта. Ваша задача — развивать свой ресурс, а не продвигать чужие.
Шаг 3. Пересматриваем политику иллюстраций и фотографий на сайте
— Мелкие фотки убираем из текста материала. Толку от них мало. Если
есть документальная фотография — ставим во всю ширину так, чтобы край ее
попадал на первый экран просмотра. Если нет фотографии, скриншота,
графики, которые помогают понять смысл новости — не ставим ничего.
Шаг 4. Заводим редакционные стандарты для сайта
— Разрабатываем правила, которым обязательно следуем при публикации
материалов на сайте: выделение цитаты, цифры, основной мысли,
подзаголовков.
— Вручную ставим 1-2 ссылки на близкие по теме материалы
— Зафиксируйте место и время, когда определенные форматы на сайте будут
обновляться. Например, каждый день на этом месте — новый фоторепортаж,
каждую среду на этом месте — новый опрос, каждый четверг на этом месте —
новый обзор, чем заняться на выходных с детьми. Выполняйте обещания и
анонсируйте «что, где, когда» изменяется на сайте через баннеры,
заголовки модулей, обращения к читателям, письма в рассылке.
Шаг 5. Ищем баланс между короткими новостями и развернутыми материалами
— Если вы публикуете в ленте 45 новостей в день, это значит, что в
среднем 1 новость у вас выходит в 15 минут. Есть ли кто-то в вашем
городе, регионе, кто нуждается в такой скорострельной ленте? Чем больше
новостей, тем меньше времени у каждой из них попасть на глаза
пользователю. Сократите количество ежедневных новостей на треть, а
освободившийся ресурс переправьте на фоторепортажи, полезные развернутые
материалы, интерактивы и другие «неновостные» проекты.
— Определите место на главной и на внутренних страницах сайта для
продвижения ваших неновостных проектов. Придумайте или подсмотрите у
кого-нибудь интересные форматы анонсирования, продвижения проектов.
Что в итоге?
Выполнить эти пять шагов под силу практически любому редактору. На это
хватит и знаний, и сил, и воли. Это как провести генеральную уборку:
помыть окна, переставить мебель, чтобы не запинаться каждый раз о
тумбочку, смести из углов паутину, отдать одежду, которую годами не
носим, тем, кому она нужнее. Станет легче дышать, сайт станет приятнее
для глаз, а внимание ваших пользователей будет сконцентрировано на том,
что вы считаете важным. И вы достигли этого без тотальной переделки
сайта и больших расходов на программистов и дизайнеров.
Как навести порядок на вашем сайте?
Комментариев нет:
Отправить комментарий