10.12.2015

Объем рекламного рынка Украины 2015 и прогноз 2016 от ВРК - МедиаБизнес - отраслевое издание украинского медиа-рынка, ежедневная онлайн-газета, пишущая о СМИ как о бизнесе

Эксперты Всеукраинской рекламной коалиции подвели итоги 2015 года и сделали прогноз развития рынка в следующем году.
В качестве предисловия напомним, что под объемами рекламного рынка Украины  понимаются объемы медиа (прямой) рекламы, без учета рынка маркетинговых сервисов, PR, рекламного производства и т.д.
Объемы нон-медиа коммуникационных сегментов ВРК также публикует, но не суммирует их с медиа рынком.
Структурные подразделы рекламного медиа рынка максимально приближены к существующей международной классификации и принятым в европейской практике стандартам.

Некоторые исключения носят непринципиальный характер и отражают существующую сегодня специфику национального рекламного рынка. В частности, подраздел Other Digital в объемах Интернет рекламы, строго говоря, не входит в состав медиа рынка, так как включает бюджеты на креатив, стратегию, производство.
В объемы рекламного рынка не включены объемы политической рекламы и НДС.
Традиционно для последних нескольких лет у прогноза на следующий, 2016, год есть масса условий и предположений. Эксперты исходят из реалий текущего момента, касающихся общей политической и экономической ситуации (со всеми плюсами и минусами). А также из существующей правовой базы, регулирующей рекламу.
Объем медийного рекламного рынка Украины 2015 и прогноз развития рынка в 2016 году 

Итоги 2014 год, млн грн

Итоги 2015 год, млн грн

Процент изменения 2015 года к 2014 году

Прогноз, 2016 год, млн грн

Процент изменения 2016 года к 2015 году, прогноз
ТВ – реклама, всего
3 930

3 986

1.4 %

4 606

16 %
Прямая реклама
3 555
3 555
0 %
4 088
15 %
Спонсорство
375
431
15 %
518
20 %
Пресса, всего

1 670

1 320

- 21 %

1 248

- 5.5 %
Газеты
720
545
- 24 %
512
- 6 %
Журналы
950
775
- 18%
736
- 5%
Радио реклама, всего
290

304


5 %
333

9 %

Национальное радио
205
217
6 %
239
10 %
Региональное радио
30
31
2 %
32
5 %
Спонсорство
55
56
2 %
62
 10 %
Наружная реклама (OOH Advertising), всего
1 030


952



- 7.5 %
1 045


10 %

Щитовая наружная реклама
875
821
- 6.2 %
903
10 %
Транспортная реклама
70
64
- 9.3 %
69
9 %
Indoor реклама(вкл. Indoor video)
85
68
- 20 %
73
7 %
Реклама в Кинотеатрах
30

24


- 20 %
26

10 %

Интернет-реклама
2 115

2 355


 11.3 %
2 745

17 %

ИТОГО МЕДИА РЫНОК9 0658 941- 1.4 %10 00312 %

Направления Интернет-рекламы
(эксперты в очередной раз уточнили методологию оценки, что позволило четче выделить направления, максимально приблизив их к международной классификации, но предопределило невозможность сравнения годовых изменений по каждому из направлений)

Направление (согласно классификации IAB)
2015, итоги, млн грн
2016, прогноз, млн грн
Процент изменения 2016 к 2015
Поиск (платная выдача в поисковиках), включая часть GDN
880
990
13 %
Баннерная реклама, объявления в социальных сетях, rich медиа
680
710
4 %
Спонсорство
120
160
33 %
Мобильная реклама
150
200
33 %
Цифровое видео, вкл. Youtube
325
455
40 %
ВСЕГО рынок по классификации IAB
2 155
2 515
17 %
Другой Диджитал
200
230
15 %
ВСЕГО
2 355
2 745
17 %

По уточненной оценке рекламный интернет-рынок вырос в 2015 на 11% по сравнению с итогами 2014 и продолжит свой рост на 17% в 2016 году.
Нужно понимать, что причины такого роста не только в повышенном интересе к интернету как медиа каналу со стороны рекламодателей, но и следствие девальвации, т.к. практически все категории интернет-носителей содержат валютную составляющую.
Максимальный рост в 2015 и 2016 у цифрового видео, в том числе благодаря Youtube составляющей, а также ожидаемому применению аукционов. Эксперты ВРК предполагают, что первая половина 2016 будет адаптацией к новым правилам закупок видео (аукционам), а также прогнозируют, что вторая половина 2016 года может показать еще более динамичный рост.
Доля мобильной рекламы составляет порядка 10% от объема баннерной рекламы и поиска. Несомненно, что эта доля будет демонстрировать уверенный рост в 2016 году. Уточняя методику оценки эксперты ВРК сделали попытку оценить и извлечь из баннерной рекламы часть GDN (Google Display Network), что привело к существенному техническому росту поиска и техническому падению баннерной рекламы.
Согласно классификации IAB отдельно выделены категории спонсорства и мобильной рекламы, которые ранее учитывались в баннерной рекламе и баннерной рекламе и поиске соответственно.
Отметим, что доля агентского рынка в категориях существенно отличается. От минимальной в поиске (порядка 15%) до максимальной в видео и другом диджитале (порядка 90-95%).
На сегодня у экспертов ВРК нет инструментов, чтобы корректно выделить обороты досок объявлений и лидогенерации. Можно предположить, что при текущем уровне развития исследований рынка, мониторинга и методов косвенной оценки, бюджеты этих направлений присутствуют в уже выделенных категориях.
ТВ-рынок в 2015 году при практически нулевой динамике суммарных бюджетов рекламных блоков (напомним, что в объемах рынка учитывается только коммерческая реклама) отметился значительным приростом бюджетов спонсорских проявлений. Причину ищите в законодательных инициативах и как следствие перетекании бюджетов пива в спонсорство во втором полугодии 2015 года. Тенденции осени и зимы 2015 подсказывают, что ТВ-рынок вырастет в следующем году на 15-20%.
Оптимистично смотрят в следующий год и эксперты УАИПП, оценивающие рекламу в прессе. После очень существенного падения в 2015 году (около 20%), спад замедлился, и на будущий 2016 год эксперты прогнозируют снижение объемов рекламы в прессе в пределах 5-6% по сравнению с объемами рынка в 2015 году.
Главные предпосылки для такого оптимизма следующие:
  • уменьшение падения фактических объемов рекламы на рынке в целом и в прессе в частности,
  • рост доли нестандартного размещения в прессе (всевозможные проявления брендов на страницах газет и журналов, помимо макетов - спонсорство, специальное брендирование тем и рубрик и пр.),
  • увеличение объемов размещения на страницах газет и журналов в рамках комплексных рекламных решений, которые реализовываются издательскими домами. Другими словами, вследствие бурного роста мультиплатформенных и комплексных рекламных решений, часть денег из этих решений идет на оплату рекламных проявлений непосредственно в прессе.
Наименьшее падение (всего 1%), по мнению экспертов УАИПП, в 2016 году покажут специализированные СМИ. А наибольшее (минус 12%) – рекламно-информационные. В региональной прессе наименьшей популярностью будут пользоваться вкладки и вшивки (минус 28%), а полосная реклама будет наиболее востребованной (минус 6%).
Национальный рынок радио рекламы, в отличие от других видов традиционной медиа рекламы, развивался стабильно, без скачков, в 2015 году, показав рост коммерческих рекламных бюджетов в 5-6%. Поскольку радио менее затратный канал коммуникации, чем, например, ТВ, то оттока рекламодателей не происходило, и наоборот, наметилась тенденция прихода новых клиентов из рекламных радио инвестиций. Аналогичная картина видится и на следующий год. Рост бюджетов примерно на 10% на национальном радио легко прогнозируем. При этом ситуация с региональным рынком более сложная – местные бизнесы не развиваются, не растут, некоторые вообще уходят с рынка.
Наружную рекламу в этом году несколько поддержали политические бюджеты (некоторыми наблюдателями, впрочем, сильно переоцененные), но они не являются предметом нашей оценки. Что касается коммерческой наружки, то рынок упал примерно на 7-8%. При этом, имеющийся уже на сегодня спрос на носители наружной рекламы для рекламных кампаний следующего года (аналогично с радио наружка не требует серьезных по объему инвестиций) позволяет оптимистично настраиваться на примерно 10% рост рынка в следующем году.
В целом, рекламный медиа рынок Украины в 2015 году по сравнению с 2014 годом остался практически при своих гривнах (падение в 1.4% не в счет). Эксперты ВРК надеются, что следующий год будет более урожайным, позволив подрасти по суммарным бюджетам минимум на 12% и достигнув круглой цифры в 10 миллиардов гривен.
NON Media часть рекламно-коммуникационного рынка Украины
Согласно прогнозу экспертов Международной Ассоциации Маркетинговых Инициатив (МАМИ), в 2015 году продолжается падение объемов рынка маркетинговых сервисов. Негативная динамика по всем категориям, кроме программ, которые помогают увеличить продажи здесь и сейчас, повысить лояльность существующих клиентов (Trade Marketing и Loyalty Marketing). По итогу года спад в целом составил 2,3%. Динамика падения замедлилась, в 2016 году возможен незначительный рост. Но базируясь на общем состоянии экономики Украины, прогнозах развития ключевых отраслей-рекламодателей и ожидаемом уровне инфляции, эксперты затрудняются говорить о восстановлении отрасли в следующем году. Ситуация может улучшиться, если будут проведены кардинальные реформы, примут новый налоговый кодекс, и это повлияет на стабилизацию как в стране в целом, так и на рынке маркетинговых сервисов.
Рынок маркетинговых сервисов Украины
Маркетинговые сервисы
Итоги 2014г., млн грн
 Итоги 2015г., млн грн
Процент изменения 2015 к 2014
Прогноз на 2016 год, млн грн
Процент изменения 2016 к 2015, прогноз

Объем рынка Маркетинговых сервисов
ВСЕГО
1 672
1 633
- 2.3 %
1 702


 4.2 %

В том числе:


Consumer marketing
249
-15 %
261
5 %

Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала)
658
691
5 %
726




5 %

Event Marketing and Sponsorship
85
72
-15 %
72

0 %

Loyalty Marketing  (Mailing, DB management, Contact-Center)
561
561
0 %
589


5 %

Нестандартные коммуникации (life placement, ambient media )
75
60
-20 %
54


-10 %









Сокращение рынка Директ Маркетинга произошло на фоне значительной экономической и политической нестабильности – так считают специалисты УАДМ, которые оценивали рынок своих услуг.
Всё, что генерирует продажи и доход – остаётся. Всё, что не приносит быстрого эффекта – сокращается.
Рынок ДМ, целью которого является стимулирование продаж, сократился меньше, чем ДМ имиджевого характера (без генерации продаж). На фоне рецессии ожидается, что ДМ, генерирующий продажи, немного подрастёт в следующем году. При этом ДМ имиджевого характера продолжит падение и в 2016 году.
Безадресные рассылки, в свою очередь, также продолжат падение. Это вызвано тем, что:
  • адресные рассылки эффективней безадресных.
  • рынок ДМ переходит из формата офлайн рассылок и печатных материалов в онлайн.
  • рынок прямых коммуникаций переходит в формат CRM, работающий в рамках программ лояльности компаний.
Адресные рассылки сократились чуть меньше, чем безадресные. В следующем году их количество немного возрастет на фоне восстановления бюджетов, но безадресные продолжат свое падение.
Контакт-центры продолжат рост. На сегодняшний день выросли как горячие линии, так и телемаркетинг. Особенно в банковской, коллекторской и телекоммуникационной сферах.
Услуги управления проектами, консалтинга и креатива продолжат падение на фоне общего сокращения рынка ДМ. При этом доходы от этих услуг подрастут в сфере управления проектами, ориентированными на продажу.
Единственный растущий сегмент – это сегмент коллекторов. Здесь растут как отправки уведомлений, так и услуги контакт-центров.
Спрос на услуги продаж баз данных сокращается по итогам 2015. Они продолжат падать и в 2016 году.
Вкладка в СМИ сократилась в 2015 году в связи с сокращением бюджетов. В 2016 году рынок немного восстановится, но в долгосрочной перспективе будет сокращаться в связи с сокращением рынка прессы.
Услуги производства материалов для ДМ выросли чисто технически, за счёт роста цен в связи с падением курса гривны. При этом количество заказов существенно упало.
Оценка объемов рынка Директ Маркетинга


Итоги 2014 года, млн грн
Итоги 2015 год, млн грн
Процент изменения 2015 года к 2014
Прогноз 2016 г., млн грн
Процент изменения 2016 к 2015, прогноз
Direct Marketing, в томчисле:
599.6
527.25
- 12 %
578.25
9.6 %
Безадресный директ-мейл
286.5
252
-12 %
247
-2 %
Адресный директ-мейл
241
214
-11 %
222
4 %
Рынок баз данных
2.5
2.15
-14 %
2.15
0%
Креатив, консалтинг, менеджмент проектов
69.6
59.1
-15%
57.1
-3 %
Услуги контакт-центров
323
348
8 %
387
11 %
Производство материалов для адресного директ-мейла
313.5
328
5 %
344
5 %
Вкладка в СМИ
45.7
44.3
-3 %
46.7
5 %
ВСЕГО:
1 281.8
1 247.55
-3 %
1 305.95
5 %

Впервые за все время экспертных оценок рынка PR специалистами ВРК и UAPR результаты года существенно отличаются, по мнению корпоративного сектора и агентств. Так, агентства показывают в среднем отсутствие изменений в биллингах по отношению к 2014 году (бюджеты равны бюджетам предыдущего года), а клиенты говорят о падении своих PR бюджетов на 30%.
Можно предположить, что это результат объединения бюджетов департаментов PR, КСО и HR, проектами которых все чаще управляют именно PR-агентства. Продукт агентств стал более интеллектуальным и стратегическим. Многие агентства и специалисты перестали использовать термин PR, предпочитая формулировку «стратегические коммуникации».
Общие наблюдения экспертов UAPR по результатам 2015 года:
  • 2015 год более активный, рынок оживился по отношению к 2014 году.
  • Стоимость услуг агентств по отношению к 2014 году несущественно выросла. Но снизились проекты с высокой долей прямых расходов. Консалтинг более востребован. Таким образом, обороты в целом сохранились.
  • Формат работы – чаще проектный (проект может длиться 4-6 месяцев). Подтверждается мировая тенденция постепенного перехода со схемы работы на ритейнере на проектную основу. Как результат, бюджеты на пресс-офисы как продукт сократились вдвое.
  • Кризисные коммуникации и GR остаются самыми высокооплачиваемыми и востребованными, но их заказчиками являются преимущественно международные компании, которые заботятся о репутации.  
  • Крупные компании закладывают отдельные бюджеты на кризисные коммуникации и работу с местными сообществами.  
  • Контент-проекты с медиа перестали быть трендом и стали обязательной составляющей кампаний.  
  • Бюджеты на создание и дистрибуцию мультимедийного контента выросли
  • Бюджеты на специальные события сократились.
  • Востребованы проекты с лидерами мнений как ответ на падение доверия к СМИ и существенному сужению рынка классических СМИ.
  • KPI по-прежнему не фиксируются в договорах.
  • Некоторые клиенты не проводят тендеры, чтобы не получить более дорогие предложения.
Существенно выросла актуальность HR-составляющей работы агентств: 
  • Продукт агентств стал более интеллектуальным, работа с контентом – тонкой и кропотливой, а количество «технической» работы, которой можно быстро обучить новых сотрудников – сократилось.
  • Базовый уровень навыков и знаний, инструментария для каждого конкретного сотрудника – вырос.
  • Поиск и развитие талантов, как ключевое HR-направление – фокус номер 1 в этом и следующем году.
  • При падении бюджетов на внешние коммуникации, крупные компании сохраняют расходы на внутренние коммуникации, понимая необходимость создания атмосферы стабильности.  
Прогнозы на 2016 год:
  • У компаний не планируется увеличение бюджетов в 2016 году, но и существенное сокращение никто не прогнозирует
  • Самый позитивный прогноз +3%
Оценка объемов рынка PR услуг 

Итоги 2014 года, млн грн
Итоги 2015 год, млн грн
Процент изменения 2015 года к 2014
Прогноз 2016, млн грн
Процент изменения 2016 года к 2015
PR рынок
246
246
0 %
250
2 %

Послесловие
Рекламно-коммуникационная индустрия Украины прожила очередной, очень непростой год.
Провожая прошлый, 2014, год мы загадывали: «пусть будет хотя бы не хуже». Так вот, наши пожелания сбылись – сильно хуже не было.
Однако, сегодня отсутствие сильных падений нам кажется уже недостаточным.
Мы хотим взлетов. Мы хотим расти.
Мы хотим, чтобы рос бизнес наших клиентов, чтобы пополнялась государственная казна…
И мы верим, что все так и будет.
Уже в следующем, 2016, году.
А что нам остается, кроме веры?
Максим Лазебник, Исполнительный директор ВРК
Объем рекламного рынка Украины 2015 и прогноз 2016 от ВРК - МедиаБизнес - отраслевое издание украинского медиа-рынка, ежедневная онлайн-газета, пишущая о СМИ как о бизнесе

Комментариев нет: