11.12.2009

Региональные интернет-порталы: специфика и потенциал

Агентство Expedition Media изучило интернет-порталы российских городов.
В августе—сентябре 2009 г. было проанализировано более 340 интернет-ресурсов, работающих в 19 региональных центрах с населением около 500 тыс. человек и выше (включая 12 городов-«миллионников»).
В каждом городе рассмотрено в среднем 20 наиболее посещаемых сайтов: интернет-СМИ (за исключением электронных версий печатных изданий) и порталов различных сервисов и информации, не имеющих свидетельства о регистрации СМИ.
Анализ позволил выявить специфику и общие черты интернет-ресурсов российских городов, рассмотреть тематику, содержание, параметры аудитории, посещаемость популярных местных сайтов.

Возраст и динамика открытия интернет-порталов в регионах
Первые сайты, которые сегодня популярны в своих регионах, начали работу в середине 90-х годов. Всплеск появления ресурсов пришелся на 2005—2007 гг. (см. диаграмму), в этот период было открыто 45% рассмотренных сайтов.

География проектов
Большинство посетителей (70–90%) интернет-порталов в регионах — местные жители. В этом смысле, несмотря на географический «беспредел» Интернета, региональные ресурсы являются именно региональными, местными источниками информации.
Помимо порталов, работающих для одного региона, существуют межрегиональные проекты («сети»). Схема их организации схожа с издательскими «сетями» на рынке прессы: головное СМИ + региональные выпуски. В случае с Интернетом: головной портал + его варианты в других городах.
Сегодня подобных проектов немного. Самый крупный из них объединяет 40 городских сайтов, представлены также ресурсы деловой информации, городские бизнес-справочники, сайты о работе.
Ведущие межрегиональные интернет-«сети», так же как в свое время «сети» региональной прессы, развиваются с Урала и из Сибири (Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск). Тематика порталов Сайты представлены в широком, в том числе тематическом, диапазоне. Однако большинство (290 из 342-х) работает в нескольких «нишах» (см. диаграмму).

В целом на эту группу приходится 85% сайтов. Доли отдельных сегментов ТОП-10:
городские порталы (17% от общего числа сайтов)
информационно-аналитические порталы (15%)
авто (10%)
недвижимость, строительство (8%)
досуг, развлечения (более 6%)
бизнес (более 6%)
справочные ресурсы (более 6%)
порталы для родителей (5,5%)
финансы (5%)
медицина, здоровье (3,5%)
43 сайта из 342-х (около 13%) специализируются на темах:
трудоустройство
спорт, фитнес, здоровый образ жизни
туризм, гостиничный бизнес
городские форумы
организация свадеб
IT, мобильная связь
СМИ для женщин
Реже среди популярных сайтов в регионах встречаются ресурсы для мужчин, а также посвященные садоводству, сельскому хозяйству, праву, образованию, кино, музыке, фото, архитектуре и дизайну.
Посещаемость
Показатели посещаемости проанализированы на основе данных счетчиков Ramblers Top 100, LiveInternet, UralWeb, собственной информации порталов за август—сентябрь 2009 года.
Сайты городов-«миллионников», занимающие верхнюю строчку в рейтинге посещаемости, в месяц принимают от 140 тыс. до более 1,5 млн. посетителей. Ежемесячная посещаемость порталов, лидирующих в городах с населением около и выше 500 тыс. чел. — от 100 тыс. до 900 тыс. (Саратов, Тюмень, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Воронеж, Ярославль).
Как правило, в крупных городах работают по нескольку порталов, ежемесячное число уникальных посетителей которых превышает 100 тысяч. Больше всего таких ресурсов (от 5 до 15 в зависимости от города) — в Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Самаре, Перми. А также в Санкт-Петербурге, где статистика сама по себе на порядок выше.
Сайты-лидеры
В основном лидируют по количеству посетителей и аккумулируют наибольшую информацию о регионе сайты нескольких групп:
1. Городские порталы
Содержат сведения о различных сферах жизни города (новости, аналитика, путеводители, справочники, афиша и т. д.), специализированные рубрики (работа, авто, недвижимость, здоровье, и проч.), форумы, интернет-сервисы.
В сайты «встроены» не только тематические разделы, но и отдельные проекты — родственные ресурсы, нередко лидирующие среди специализированных онлайн-площадок региона.
В августе—сентябре 2009 г. городские порталы лидировали по посещаемости в 12-ти из 19 городов исследования.
2. Справочно-информационные сайты
Позиционируются как городские (бизнес) справочники или региональные информационно-справочные серверы. Включают подробные данные о регионе, местных компаниях, товарах и услугах, телефонно-адресные базы предприятий и организаций, коммерческие предложения, а также новости, обзоры, консультации экспертов и т. д.
Посещаемость самых популярных справочных ресурсов — от 150 тыс. до более 300 тыс. в месяц.
3. Информационно-аналитические порталы и интернет-СМИ общественно-политической тематики
Интернет-газеты, информагентства, информационные экспертные каналы и т. п.
Основные поставщики местных новостей и аналитики. Большинство из них — официально зарегистрированные СМИ, что на региональном интернет-пространстве встречается не так часто: основная масса участников этого рынка — порталы сервисов и информации, не имеющие свидетельства государственной регистрации СМИ.
Ежемесячная посещаемость 65% сайтов данной группы — до 90 тыс. (в основном не более 40–50 тыс.). В 35% случаев — от 100 тыс. до 500 тыс. (иногда свыше 1 млн. — сайты Санкт-Петербурга).
4. Досугово-развлекательные порталы
Сайты, аккумулирующие информацию о проведении досуга и различных видах развлечений в городе. Содержат расписания культурно-досуговых мероприятий, статьи, новости формата lifestyle, справочники заведений города, рецензии, фоторепортажи, форумы знакомств, телепрограмму и т. д.
Посещаемость популярных развлекательных порталов в городах исследования — от 24 тыс. до более 400 тыс. в месяц.
5. Специализированные (тематические) сайты
Активный старт проектов специального интереса в регионах пришелся на середину первого десятилетия 2000-х годов. К настоящему времени площадки работают во всех рекламоемких сегментах (см. раздел «Тематика порталов»).
Среди наиболее востребованных аудиторией сайты тематик:
авто
трудоустройство
бизнес, финансы
здоровье, медицина
спорт, фитнес, здоровый образ жизни
семья (порталы для родителей)
недвижимость, строительство, ремонт
организация свадеб
Посещаемость специализированных сайтов — в среднем 30–40 тыс. в месяц. В редких случаях по количеству посетителей они конкурируют с рейтинговыми порталами универсального интереса. Чаще всего это автомобильные порталы, сайты для родителей, сайты местных спортивных клубов.
Владельцы интернет-площадок в регионах
Популярными региональными порталами чаще всего управляют интернет-компании, частные лица, медиагруппы, веб-студии, издательские дома, интернет-издательства, информационные агентства, телекоммуникационные компании, профессиональные ассоциации (либо организации, работающие в определенных сегментах рынка).
В каждом крупном городе присутствуют в среднем две компании, владеющие группой сайтов, в числе которых наиболее посещаемые ресурсы. В таких группах — около 39% рассмотренных порталов (132 сайта из 342-х). Всего в 19 городах исследования компаний, владеющих группой сайтов, — более 30-ти. Как правило, одна компания управляет городским порталом и несколькими тематическими сайтами. Число интернет-проектов с одним владельцем может доходить до двух десятков, но в большинстве случаев — от двух до пяти сайтов.
Общие черты региональных интернет-порталов
Региональные интернет-площадки аккумулируют географически разную информацию, но в основе их лежит местный контент. Наполнение сайтов близко интересам и потребностям местного населения. Порталы представляют широкий спектр региональных тем — от проблем общественно-политической, культурной, экономической жизни до предложений товаров и услуг.
Порталы нацелены на взаимодействие с аудиторией (обсуждение информации, консультации, форумы, конкурсы и проч.).
Показатели основных игроков рынка открыты для изучения и анализа. Посещаемость и параметры аудитории значительной части ресурсов фиксируются независимыми счетчиками, крупные порталы проводят собственные исследования и переписи интернет-аудитории региона.
Однако, несмотря на все индивидуальные плюсы ресурсов, в целом региональный интернет-рынок сравнительно молод, в масштабах страны практически не изучен. Это накладывает отпечаток на восприятие регионального интернета как рекламной площадки. Пока, судя по заполненности местных сайтов рекламой, их потенциал (не считая явных лидеров) используется не в полной мере как локальными, так и федеральными рекламодателями.
Светлана Салтанова, Expedition Media
Источник: Media-Atlas

Комментариев нет: