14.12.2009

Опознавательные знаки эффективного маркетолога

Опознавательные знаки эффективного маркетолога

Сегодня маркетинг продолжает быть одной из тех отраслей, которые наиболее насыщены предложениями от соискателей. Так, в 2009 году на одну вакансию по специализации «Управление маркетингом» в среднем откликается 72 кандидата, тогда как в 2008 - только 18*. Работодатели, заговорщически потирая руки, выбирают и ищут «своих» - эффективных и успешных. MMR решил разобраться, какими качествами и компетенциями должен обладать маркетолог-профессионал.

Эксперты отмечают, что кадровый профицит заставил компании пересмотреть свое отношение и требования к квалификации маркетологов: «псевдоспециалисты» были вынуждены уйти с рынка, стажеры поумерили свои амбиции и ожидания по компенсационным пакетам, а ценные представители профессии выкристаллизовались и теперь трудятся над созданием правильного и долговечного бизнеса.

О приметах профессионала можно долго размышлять, тем более, каждая компания обязательно вносит в этот список что-то свое. Мы же попытались создать перечень ключевых компетенций эффективного маркетолога, обобщая те качества, на которые указывали эксперты в ходе опроса.

И швец, и жнец, и марктолог...

Сегодняшний спрос на «универсалов» объясняется, в первую очередь, ограниченностью бюджетов на маркетинг, поэтому многое нужно уметь делать «своими руками». «Кроме того, это результат сокращения отделов и концентрации функций на одном человеке, - поясняет Валерия Котляренко, менеджер по связям с общественностью международного кадрового портала HeadHunter (hh.ua). - Рынок требует специалистов, которые ведут весь спектр работ, начиная от планирования и реализации маркетинговой деятельности до анализа рынка, связанного с компанией и ее продуктами». 

Не можете найти? Выращивайте!

Традиционно работодателями ценятся специалисты с высшим профильным и дополнительным образованием, приветствуется знание иностранного языка. Если придется иметь дело с маркетинговым анализом - нужна практика в области построения моделей и прогнозов, диагностики рынка, работы в Excel и специализированных программах. Тем не менее, некоторые отечественные компании практикуют «выращивать» маркетологов в своей среде, не делая акцента на профиле базовых знаний. «Мы не требуем специализированного маркетингового образования, так как считаем, что лучшее образование приобретается на практике, в процессе работы», - говорит Анна Рудик, специалист по подбору персонала ООО «Сандора».

Молод. Без опыта. Но...чертовски успешен

По данным, предоставленным Николаем Михайловым, генеральным директором портала rabota.ua, в 56% случаев нужны профессионалы с опытом работы от года до двух лет (13% - от двух до пяти лет, 19% - больше 5 лет). «Предпочтительно с опытом, приобретенным в одной компании, - дополняет Оксана Кондратенко, - это позволяет оценить экономический эффект от деятельности маркетолога. В пользу кандидата свидетельствует также наличие 2-3 маркетинг-проектов: выведение бренда, разработка маркетинг-кампании, создание и внедрение профиля потребителя и т.д. с подтвержденным экономическим результатом, пусть даже и негативным».

В свою очередь, Татьяна Легкун, начальник отдела торгового маркетинга и дистрибуции компании «Бритиш Американ Тобакко Украина» говорит о том, что не стоит недооценивать молодое поколение, которые заканчивают ВУЗы: «Это поколение - будущее! Да, они другие, но они свободные от стереотипов, легкие в решениях, бесстрашные в идеях, они живут в сети, строят контакты по всему миру легко и непринужденно. Мой совет руководителям - не бойтесь рисковать и укреплять свои команды свежими и очень молодыми специалистами, ваш риск будет оправдан».

Транслятор потребительских желаний

«Сегодня нужны продажи. Владельцы готовы вкладывать средства лишь в то, что можно монетизировать в самое ближайшее время или вообще моментально. И маркетологи оказались к этому совершенно не готовы, - подчеркнула Лилия Горелая, управляющий партнер Маркетинг-группы «OS-Direct». - Чтобы компания была устойчивой, уровень продаж должен был возрасти как минимум на процент инфляции. Но в преобладающем большинстве случаев он упал намного ниже предыдущего. И это при том, что на многих рынках конкуренция уменьшилась - вот то звездное время, когда, просто сохраняя уровень продаж, можно увеличить долю рынка! Кроме того, трансформировался и сам рынок. Потребители сегодня покупают другие товары, их мотивы изменились. Но ситуация, когда маркетолог не понимает ценностей своей ЦА, увы, осталась. Бывает, что маркетологи транслируют собственные желания, замещая ими истинные желания своих потребителей».

Корпоративный дирижер

Во многом результат работы зависит от дирижера маркетолога, поскольку важно, какой темп и, главное, какую энергетику он задает. Поэтому ему нужно быть хорошим управленцем и коммуникатором, способным работать с группой совершенно разных людей. Правильная речь; презентационные, организаторские и дипломатические способности; умение четко ставить задачи и укладываться в сжатые сроки - вот еще несколько неотъемлемых качеств профессионала в маркетинге.

Мультизадачность мозгового процессора

Связь профессии с поиском, обработкой и анализом больших объемов различной (текстовой, табличной и графической) информации требует от маркетолога соответствующих практических навыков и аналитического мышления. Кроме того, он должен быть продвинутым пользователем компьютера и сети Интернет. «Сейчас для маркетологов становится важным успеть подхватить современные тенденции развития маркетинга в блогосфере и социальных сетях, понять принципы работы этих инструментов, правильно выработать стратегию их использования. Необходимо перестать быть наблюдателем, а переходить к активным действиям в этой сфере уже сейчас», - убежден Олег Бобровский, директор по маркетингу дизайн-ателье «Article»

Бег с препятствиями, как норма жизни

Профессиональный маркетолог понимает, что сегодня бизнес строится не в самых благоприятных условиях. Преодолевая препятствия или сложности, важно уметь найти силы подняться и смелость предпринять конкретные шаги в условиях неопределенности.

Революционер или безработный

«Для того, что бы завоевать потребителя, продукт/концепт должен быть действительно инновационным! А команда должна состоять не просто из лучших специалистов, а из революционеров - инноваторов! Инновации не взрастают только на экспертизе (знания + опыт), экспертиза должна быть щедро удобрена идеями, а также оправданным риском», - прокомментировала Татьяна Легкун.

Где взять? Как искать?

Подбор маркетолога в среднем занимает от одного до двух месяцев. По мнению Оксаны Кондратенко, поиск квалифицированного специалиста в этой сфере имеет свои особенности: «Неэффективно размещение объявлений в Интернете (9,1%), на общих страницах сайтов по трудоустройству (15,3%), также нерезультативными будут объявления в СМИ (11,3%, исключение составляют специализированные издания - 54,2%). Так как маркетологи - это 3-й - 6-й уровни менеджмента, то и искать их нужно методами этих уровней: Head Hunting (88,9%), Bench Marketing (71,15), Executive Search (69,4%), специализированные «салоны» (67,3%), социальные сети (65%) и рекомендации членов ассоциаций, объединений маркетологов (61,4%)».

* по данным международного кадрового портала HeadHunter (hh.ua)

Хачатурова Анжела

Источник: mmr.net.ua

Комментариев нет: