13.03.2011

Феминизация журналистики: любой дисбаланс нельзя считать позитивным

Blog Image

О феминизации журналистики рассказывает Ольга СМИРНОВА, руководитель Центра гендерных исследований СМИ факультета журналистики МГУ:

— В последние годы все чаще слышишь о феминизации журналистики. Так ли это?
— Действительно, уже можно говорить об этом процессе как об устойчивой тенденции: журналистика приобретает все более явственное женское лицо. Россию сейчас называют в числе тех стран, наряду, скажем, со Швецией, где женщины в этой профессии составляют большинство. Нам, преподавателям факультета журналистики МГУ, легко убедиться в этой тенденции. Достаточно взглянуть на состав студенческой аудитории: уже более десяти лет ее генедерная пропорция составляет примерно 80/20, разумеется не в пользу юношей. И эти процессы происходят не только в России, но и во многих других странах.
В то же время феминизацию журналистики нельзя считать абсолютным мировым трендом: например, во многих странах Азии, Ближнего Востока она сохраняет репутацию сугубо мужской профессии. Не так давно к нам приезжала делегация журналистов из Южной Кореи, которая, кстати, на 100% состояла из мужчин. Когда мы рассказали о том, что большинство журналистов в нашей стране – женщины, они выразили крайнее удивление и что-то вроде сочувствия.

— Считаете ли вы такие тенденции позитивными?
— Мне кажется, любой дисбаланс нельзя считать позитивным. К тому же, несмотря на то, что усиливается присутствие женщин не только в редакциях, но даже в зонах военных конфликтов, количество женщин-главных редакторов, продюсеров, издателей по-прежнему является шокирующе низким. Женщине в журналистике, как и прежде, необходимо прикладывать более значительные усилия, чем мужчине, чтобы доказать, что она может занимать высокие позиции. Кроме того, активная работа женщин в СМИ отнюдь не означает, что женщина заняла более значительное место и в содержании СМИ. Существует масштабный Проект по глобальному медиамониторингу (Global Media Monitoring Project – GMM), который занимается исследованиями репрезентации женщин в мировых медиа. Мониторинг проводится с 1995 г. каждые пять лет.
Последнее исследование проводилось в период 2009-10 гг. Несколько сотен добровольцев изучали медиарепрезентации мужчин и женщин в 1281 традиционном и 24 интернет-СМИ. Расскажу только об основных его результатах: проведенный в один день мониторинг новостей в 108 странах показал, что 76% людей, о которых упоминали СМИ в этот день – мужчины, а 24%, как можно догадаться, – женщины. При этом только в 13% случаев женщины были непосредственными героями новости. В то же время довольно значительная часть – 37% – авторов сообщений являлись женщинами. Также отмечалось, что, к примеру, возраст женщин в новостях упоминался в два раза чаще, а семейное положение – почти в четыре раза чаще, чем у мужчин.

— А какими были результаты по России?
— К сожалению, Россия в этом мониторинге участия не принимала. А жаль – содержание российских СМИ по-прежнему изобилует гендерными стереотипами, транслирующими устаревшие представления о роли мужчины и женщины. Особенно это заметно, если речь идет о женщине, добившейся определенных успехов. Часто ли в СМИ подчеркивается семейное положение политиков-мужчин, за исключением, пожалуй, «старика Батурина» – бывшего мэра Москвы? Известно ли нам из новостей, сколько блондинов и брюнетов в российском правительстве? Нет. СМИ придают значения таким подробностям только, если политик – женщина. Еще свежи воспоминания о том, какую кампанию «блондинка&брюнетка» развернули российские СМИ, в том числе позиционирующие себя как качественные, в период смены состава кабинета министров пару лет назад. В целом медиадискурс вокруг публичных персон женского пола демонстрирует, что женщина на лидирующих позициях продолжает оставаться в России явлением непривычным и в целом неодобряемым.

***
Факты

  • Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в Сан-Франциско в 1945 г., стал первым международным соглашением, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека.
  • По данным глобального проекта по мониторингу СМИ, проведенного в 2010 г., только 6% контента в масс-медиа посвящено проблемам гендерного неравенства. Новости все еще рисуют мир, в котором мужчин больше, чем женщин. Согласно исследованию, женщины в СМИ появляются чаще всего в роли обычных граждан, а мужчины выступают в роли экспертов. 46% материалов в СМИ насаждают гендерные стереотипы, в то время как материалов, которые подвергают сомнению гендерные предубеждения, намного меньше (6%).
  • Процент женщин-журналистов в России неуклонно растет. Исследователи выяснили, что до Октябрьской революции женщины в журналистике были наперечет, в первые годы советской власти их было всего 10%, в шестидесятые годы – около 25%, в семидесятые – около трети, в девяностые – 37%.
  • Статистика показывает, что в общем числе материалов СМИ 46% были подготовлены женщинами. Согласно последним исследованиям, масс-медиа уделяют женской части населения меньше внимания в онлайновых СМИ – женщины выступают героями публикаций только в 23% материалов интернет-изданий.
  • В США первой женщиной-журналистом стала Энн Ньюпорт Роял. Она была корреспондентом и редактором. Свою карьеру Энн начала, когда ей было 51 год, а в 62 она стала издателем газеты Paul Pry, которую позже переименовали в The Huntress. Она была первой женщиной-репортером, которая взяла интервью у американского президента. На ее вопросы отвечал шестой президент США Джон Квинси Адамс.

МедиаТренды
(издание Факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова)

http://www.planetasmi.ru/

Комментариев нет: