13.03.2011

Россия и Франция: разные взгляды на систему дистрибуции прессы

Система дистрибуции в Европе всегда сильно отличалась от российской действительности.

Так, недавно правительство Франции заявило об исключительных мерах поддержки этого института.

Как сообщает агентство France-Pressе (AFP), в ближайшее время будет создан орган, регулирующий распространение прессы, с целью положить конец «нескончаемым дебатам», которые блокируют необходимую эволюцию системы распространения газет и журналов. Об этом объявил Фредерик Миттеран (Frédéric Mitterrand), министр культуры и коммуникаций, выступая на ежегодном конгрессе Национального союза распространителей прессы (l’Union nationale des diffuseurs de presse, UNDP). Он заявил, что данный государственный механизм позволит контролировать распространение прессы и в его ответственности будет «реализация нового механизма регулирования разногласий между игроками рынка».

Во Франции уже идет подготовка к созданию соответствующего законодательного акта, четко разграничивающего компетенцию уже существующего Высшего совета распространителей прессы, отраслевого регулятора, не обладающего исполнительной властью, с компетенцией нового органа, который мог бы заставить участников рынка выполнять принятые решения. Предполагается изменение принципов формирования ассортимента в точках продаж газет и журналов.

Первый во Франции дистрибутор прессы Presstalis также активно поддерживает решение Фредерика Миттерана. Предполагается, что продавцы прессы не будут больше обязаны предлагать весь спектр газет и журналов и смогут исключать из ассортимента те из них, которые не продаются или продаются плохо. Реформа позволит освободить место на прилавках, оптимизировать предложение и уменьшить нагрузку на продавцов прессы.

Также министр культуры Франции заявил о решении продолжить реализацию так называемого «киоскового плана» в развитие кампании, начатой в 2010 году с использованием кредитов из фонда модернизации прессы. Целью является создание в крупных городах в течение трех лет 300 новых киосков, что составит  40% прироста к их количеству в настоящее время (около 700).

Кроме того, специализированным торговым точкам будет выдана единовременная помощь, т.е. её получат около 8 000 продавцов, торгующих прессой. В целом сумма помощи должна составить 12 млн. евро, на каждую торговую точку придется около 1 500 евро.

То есть, правительство Франции не просто обратило внимание на систему дистрибуции прессы, но и начало предпринимать реальные меры. Оно не просто дотирует напрямую продавцов торговых точек, но и начинает инвестировать в установку киосков.

К сожалению, в России ситуация очень далека от французского опыта, бизнес по продаже прессы через киосковые сети находится на грани рентабельности. Известное всем издателям и дистрибуторам печатной продукции Постановление Правительства, упорядочивающее размещение нестационарных торговых объектов в Москве, может привести к падению продаваемых тиражей изданий в несколько раз.

Дистрибуторы прессы просят московское правительство пересмотреть типовые варианты киосков розничной торговли, предложенные Москомархитектурой. Новые конструкции для продажи прессы непригодны, считают они. По мнению дистрибуторов, типы витрин, предложенные в проектах, сократят ассортимент киосков в несколько раз по сравнению с максимальной вместимостью существующих конструкций (до 800 наименований). Это значит, что снизятся обороты киосков, а целая группа изданий просто исчезнет из продажи. Кроме того, предложенные варианты могут оказаться примерно в два-три раза дороже в производстве. Дороже обойдется и обслуживание. Проекты киосков не предусматривают антивандальных устройств (рольставни или жалюзи), а стоимость замены стеклянных элементов будет чрезмерно высока.

Сокращение до 20% ассортимента сопутствующих товаров в ассортименте киосков может сделать и без того низкорентабельный бизнес по распространению прессы убыточным. Продажа сопутствующих товаров не только привлекает дополнительных покупателей, но и играет важную роль в увеличении рентабельности розничных сетей по продаже прессы.

Кроме того, согласно новым распоряжениям, правительство Москвы собирается распределять торговые точки среди предпринимателей через денежные аукционы. Такая аукционная модель размещения киосков дает большой простор для коррупции.

К сожалению, и в других регионах России наблюдается произвол в отношении киосков прессы. Местная власть творит, что хочет. Киоски прессы в России в большинстве своем находятся на положении гонимых и обездоленных. Власть увеличивает налоги, арендные платежи, высоким остается коррупционное давление.

Константин Черепков, OpenMediaNews

Комментариев нет: