20.11.2008

Увольнение не беда: начинаем свое дело!

Волна сокращений, прокатившаяся текущей осенью, оставила "за бортом" многих толковых спецов. "Деньги" разведали, где их могут научить, как организовать свое дело.

Экономист Дмитрий Горохов не стал дожидаться увольнения в связи с сокращением штата финансовой компании, в которой работал. Вместо этого он решил запустить собственный бизнес. "У меня давно возникала мысль перестать работать на "чужого дядю" и начать свое дело. Но было как-то боязно. Когда же в компании начали ходить слухи о сокращении штата, я воспринял это как знак судьбы и рассчитался", -- рассказывает он.

По словам Дмитрия, он имел некоторый опыт управления бизнесом: до прихода в финкомпанию у него было небольшое агентство недвижимости. "Тем не менее, я решил, что дополнительная информация мне не повредит, и пошел на тренинг по организации своего дела", -- говорит Дмитрий.

Для этого ему понадобилось три дня свободного времени и всего $300. Г-н Горохов признается: тренер указал ему на многие ранее совершенные ошибки. Например, Дмитрий вместе с тренером проанализировали, как управлялось агентство недвижимости. И "ученик" вдруг осознал, что делал очень много лишней работы. "Кроме того, на тренинге мне помогли раскрыть и применить в бизнесе мои скрытые таланты. Результатом я очень доволен и считаю, что отлично вложил средства в свое развитие и развитие своего будущего бизнеса", -- радуется Дмитрий.

Пока рано говорить о том, удастся ли новоявленному бизнесмену осуществить свою мечту -- успешно запустить компанию, которая будет выступать посредником между товаропроизводителями (в основном -- продуктов питания) и розничными сетями. И все же тем, кто в условиях кризиса решился на создание собственного дела, по мнению "Денег", будет полезно посетить соответствующий тренинг.

Бизнес-тренировки

Как правило, тренинги по созданию своего дела состоят из трех--четырех частей, посвященных искусству организации бизнеса (даже без стартового капитала), схемам привлечения финансирования, проверке бизнес-идей, управлению финансовыми потоками. Такая учеба займет два--три дня и обойдется в $300 -- в Киеве, в $150 -- в регионах. Бывают также отдельные курсы, посвященные каждой из тематик.

К примеру, тренинг "Менеджмент. Управление предприятием" будет стоить в столице в среднем $130, курсы "Мотивация и оценка персонала" -- $330, "Управление компанией в период экономического кризиса" -- $590, а "Управление финансами фирмы" -- $900.

"На своих тренингах мы учим людей зарабатывать деньги. Что касается кризиса, то в его условиях появляется еще больше возможностей для заработка, поскольку, чем больше в стране проблем, тем больше возможностей заработать на их решении", -- уверяет руководитель тренинг-центра "Развитие" Евгений Дейнеко.

На подобных занятиях "студентов" учат выбирать сферу деятельности в зависимости от существующей экономической ситуации. Нынче бизнес-тренеры отмечают: перспективными считаются отрасли товаров и услуг, которые всегда будут востребованы потребителем. "Например, народ всегда будет хотеть есть, поэтому логичным будет обратить внимание на продовольственный сектор. Также всегда будут пользоваться спросом услуги парикмахера или такси", -- уточняет бизнес-тренер тренинговой компании Mercury Center Александр Фолонько.

По его мнению, занятия на курсах по созданию своего дела необходимы, в первую очередь, людям, которые являются управленцами, но которым сложно самостоятельно продумывать стратегию бизнеса. "Есть две группы людей -- управляющие и управленцы. В первых заложена предпринимательская жилка, и они могут организовать свое дело без посторонней помощи. А вторые, хотя и могли руководить отделами фирм ранее, но не умеют действовать без указаний "сверху". Так вот, им просто необходимы такие тренинги", - считает г-н Фолонько. Кстати, у сомневающихся в ходе тренинга есть возможность определить, к какой из категорий себя отнести.

Александр Фолонько убежден, что независимо от экономической ситуации, свое дело нужно открывать только при наличии подходящей идеи. "Если есть хорошая бизнес-идея, то логично начать ее реализацию вне зависимости от того, есть ли кризис. Понятное дело, что есть риск потерять накопления. Но чтобы этого не случилось, нужно правильно выбирать сферу деятельности. На волне общего роста экономики после кризиса может разрастись и начатый бизнес", -- отмечает г-н Фолонько.

С ним соглашается бизнес-тренер Алексей Гусев. Он считает, что именно в условиях кризиса как нельзя лучше начинать свое дело. "Когда старые компании разоряются, приходишь ты и начинаешь продвигать свое дело. Есть старая истина, что работая "на дядю", много денег не заработаешь. Бизнес-план, желание и поиск перспективной ниши -- это необходимые условия для начала бизнеса", -- говорит г-н Гусев.

Правильный отбор

При любом обучении вопрос номер один - выбор преподавателя.

Для начала нужно проверить, насколько популярен и какую репутацию имеет тот или иной тренинговый центр или школа. Проще всего это сделать, забив в интернет-поисковик название (чем чаще оно встречается, тем лучше). Это, по крайней мере, означает, что оно известно. Разумеется, отзывы должны быть положительными. И искать их лучше не на сайте самой тренинговой компании.

Еще один способ проверки -- позвонить или подойти в саму "школу" и поговорить с тренером. При этом в беседе не лишним будет поинтересоваться, сколько лет он занимается тренерской деятельностью, какие еще курсы ведет, кто по образованию.

И главное: "учитель" должен быть не только теоретиком, но и практиком. Хорошо, если ему удалось создать что-то свое, скажем, году в 98-м (ведь тогда тоже был кризис).

Интерактивное обучение

Для тех, кто в условиях кризиса хочет сэкономить на дополнительных затратах, есть возможность обучаться строительству собственного бизнеса на интернет-курсах. Их стоимость -- от $15 до $100 за весь период.
Продолжительность сетевых тренингов может составлять от месяца до трех. Цена зависит от срока обучения, а также от страны, в которой находится тренинг-компания (в России -- дороже, в Украине -- дешевле).

Как правило, подобного рода обучение ничем не отличается от других курсов в Сети.

Вначале потенциальный слушатель заполняет заявку на сайте школы, затем оплачивает обучение. Например, банковским переводом. Сразу после поступления денег на счет организации будущий "студент" получает доступ к лекциям. Это могут быть текстовые, аудио- или видеофайлы. После каждой лекции слушатель должен выполнить домашнее задание, которое отправляется учителю по "электронке" для проверки.

Именно такой способ получения знаний избрал Юрий -- финдиректор одной из девелоперских компаний. Имея некоторые сбережения, он решил основать свой бизнес. "Когда только началась вся эта история с банкротством банков, я снял деньги с депозита и решил создать свое дело. У меня был опыт управления компанией, хотя и не собственной. Еще задолго до ухода из фирмы я закончил онлайн-курсы по организации собственного бизнеса", -- рассказывает Юрий. По мнению нашего героя, такие курсы удобны тем, что заниматься на них можно, не выходя из офиса и не прерывая рабочий процесс. "Я закончил трехмесячные курсы, по двенадцать занятий ежемесячно. Учеба протекала следующим образом: по "электронке" мне высылались лекции и домашние задания, которые я должен был выполнять и отправлять на проверку", -- делится Юрий. За все это удовольствие он заплатил аж $15.

Надо сказать, что не все "виртуальные" студенты такие ответственные, как Юрий. Руководитель онлайн-проекта bizzon.info Александра Доценко, который занимается проведением тренингов по созданию своего бизнеса уже три года, говорит, что большинство людей просто проплачивают лекции и не выполняют заданий преподавателей. "Если говорить об эффективности наших курсов, можно сказать следующее: из ста человек, купивших этот курс, только два используют свои знания для создания своего дела, -- признается г-н Доценко. -- Я связываю это с отсутствием четкого представления о том, какое именно дело хочет открыть человек".

ИТОГО:
В условиях кризиса возможностей для открытия собственного дела немало. Риски велики, но и ставки высоки. Бизнес-курсы же дают возможность проверить идею и поверить в себя.


Анна Дьяконова

(Журнал "Деньги" №47(113) 20.11.2008)





Powered by ScribeFire.

Комментариев нет: