04.06.2009

Число газет в России сократилось на треть

По данным исследовательской компании TNS, федеральные газеты за полгода потеряли до 45% аудитории.

Сильнее всего читатели экономят на спортивных изданиях. «Комсомольская правда»
не согласна с подсчетами и собирается подать в суд на TNS. Компания TNS
опубликовала данные исследования National Readership Survey Москва
за декабрь 2008 — апрель 2009 года. В выборке участвовало взрослое
население Москвы в возрасте от 16 лет. Измерения TNS показывают, что
московская аудитория федеральных газет сократилась примерно на треть
по сравнению с результатами исследования за май-октябрь 2008 года.
Газеты потеряли читателей

Наиболее заметным падение оказалось среди спортивных изданий. Аудитория московского номера газеты «Спорт-экспресс»
по сравнению с маем-октябрем прошлого года снизилась на 44,6%
и составила 137,9 тыс. человек. «Спорт-экспресс» уступил место самой
популярной ежедневной спортивной газете «Советский спорт», аудитория
которого уменьшилась только на 31,8% и составила 243,4 тыс. человек.
Еженедельный «Советский спорт. Футбол» потерял 21,3% читателей.

Уменьшение
аудитории общероссийских газет, рассчитанных на массового читателя,
в ряде случаев превышает 20%. Отдельные федеральные издания потеряли
до 45% читателей. Аудитория одного номера «Комсомольской правды»,
по данным TNS, сократилась на 28,4% и достигла 358,9 тыс. человек.
Число читателей «Московского комсомольца» снизилось на 22,4% (составляет 623,1 тыс. человек). Меньше потеряли «Известия» и «Труд» — 8,3 и 12,4% соответственно. Аудитория менее массовых «Новых известий» сократилась почти вдвое, на 44,9%.

От 10 до 30% аудитории в среднем потеряли еженедельные газеты. Количество читателей «Аргументов и фактов» уменьшилось на 14,3% и составляет 1493,2 тыс. человек, а еженедельное приложение «Комсомольской правды» — «КП Толстушка» потеряло 18,4% аудитории, которая сейчас составляет 725,9 тыс. человек. На 28,1% уменьшилось число читателей еженедельника «Моя семья», до 285,7 тыс. человек.

Из деловых газет падение аудитории зафиксировано только у «РБК daily» — 23,4% (до 81,2 тыс. человек). «Ведомости» увеличили свою аудиторию на 5,5%, до 103,7 тыс. человек, а количество читателей «Коммерсанта» сократилось незначительно — на 2,4%, до 140,6 тыс. человек.

В падение верят не все

Генеральный директор и главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин
с представленными TNS данными категорически не согласен. По его словам,
за исследуемый период «реально распространяемые тиражи» «Комсомольской
правды» выросли на 3−4%. «Наши данные показывают, что в кризис люди
читают больше, и я убежден в недостоверности данных TNS», — говорит
Владимир Сунгоркин. Публикация таких данных наносит «Комсомольской
правде» ущерб, отмечает он, и юристы издательского дома уже изучают
перспективы подачи судебного иска к исследовательской компании.

Из исследований
TNS уже вышла газета «Твой день». Главный редактор издания Ашот
Габрелянов объясняет это «экономией издержек на время кризиса».
«Мы посчитали расходы и поняли, что в условиях 40−процентного
сокращения рынка ничего не потеряем, отказавшись от исследования.
По нашим расчетам, рекламный рынок начнет оживать уже осенью, тогда
мы задумаемся о возобновлении подсчета аудитории», — говорит он.

Президент «Аргументов и фактов» Николай Зятьков
с данными TNS «в целом согласен». «Безусловно, покупательная
способность снизилась, и во всех странах аудитория газет идет вниз», —
говорит он. Он уверен, что часть потерянной аудитории будет
восстанавливаться «по мере улучшения экономической ситуации».
Издатели экономят на тиражах

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов
называет основными причинами снижения аудитории газет желание издателей
сократить до минимума количество непроданных копий и повышение
стоимости изданий у конечных распространителей. «Добиваясь минимального
списания, с середины осени прошлого года издатели начали активно
управлять тиражами: поставки в сети уменьшились, ряд издателей
отказались от бесплатного распространения или сократили периодичность
выхода, — рассказывает он. — Распространители с 2009 года подняли
конечные цены, борясь за сохранение прибыли».

По мнению Василия
Гатова, следующая волна измерений TNS может продемонстрировать
дополнительное снижение аудитории изданий. «Начнет сказываться
сокращение издателями постоянных издержек — на редакцию, контент,
маркетинг», — поясняет он.

По ранее опубликованным данным
Ассоциации коммуникационных агентств России, падение рекламного рынка
сильнее всего затронуло печатные СМИ. В целом падение там достигло 42%,
хотя ряд издателей настаивают на более пессимистичных оценках рынка.
В газетах рекламы стало меньше на 34%, а рекламные издания собрали
на 51% меньше рекламы.

Весной этого года начался новый этап
оптимизации расходов бумажных газет. Деловая газета «Ведомости»
и издание «Московский комсомолец» перевели часть сотрудников
на четырехдневную рабочую неделю. «Аргументы и факты», «Твой день»
и «Комсомольская правда» сократили от 15 до 30% сотрудников.

Infox.ru

Комментариев нет: