Анализ ситуации, сложившейся в 2009 году на отечественном издательском рынке периодических печатных изданий, позволяет выделить следующие тенденции: уход с рынка целого ряда газет и журналов, миграция прессы в Интернет, сокращение тиражей, полосности и периодичности выхода в свет. По оценкам ФАПМК, за 2009 год перестали выходить порядка 20% периодических изданий. Как полагают специалисты, этот процесс будет продолжаться и в ближайшей перспективе.
Закрылись такие центральные издания как: «Московский корреспондент», «Business week», «Москва: инструкция по применению», «CFO Russia», «Популярные финансы», «Квадратный метр», «Женщина за рулём», «Семейный бюджет» и множество других. Та же участь постигла некоторые глянцевые журналы, которые до кризиса выходили большими тиражами и пользовались спросом у потребителей: «Viva!», «Gala», «Madam Figaro», «Gloria», «Votre Beaute», «New Diet», «Best Life», «Life Time» и многие другие. С началом кризиса прекратили своё существование новые проекты, не успевшие выйти на уровень окупаемости.
Серьёзный урон понесли региональные газеты и журналы. Число СМИ, снятых с учета территориальными управлениями Роскомнадзора, росло с первых месяцев года. К примеру, в первом квартале 2009 г. в Управление Роскомнадзора по Новосибирской области поступило 86 заявлений учредителей о прекращении и 11 заявлений о приостановлении деятельности СМИ. По информации на апрель, Управление Роскомнадзора по Томской области сняло с учета 50 СМИ. В Челябинской области, по данным на середину сентября, закрыто 144 СМИ. В Мурманской области с июня 2008 по август 2009 гг. признаны недействительными свидетельства о регистрации 100 СМИ, в Сахалинской области – 45 СМИ. Работа 45 СМИ в январе-августе 2009 г. прекращена в Орловской области, 87 – в Якутии. В Башкортостане в 2009 г. прекратили деятельность более 160 СМИ. По оценкам ФАПМК, в среднем в регионах РФ закрылось порядка 80-100 местных изданий.
Пострадали практически все сегменты рынка печатных СМИ. Закрывались и без того немногочисленные молодежные и детские издания, проекты, «завязанные» на рекламных бюджетах ещё недавно активных рынков (строительство, финансы, ипотека, автомобили), универсальные рекламные газеты, газеты общего интереса, lifestyle-журналы.
Ряд изданий приняли решение о прекращении выхода в печатном варианте, сосредоточившись на Интернет-версии. Ярким примером этой тенденции можно считать опыт газеты «Газета», редакция которой приняла решение отказаться от печатной версии с 1 января 2010г., сосредоточившись лишь на онлайн активности. Прекратили или временно приостановили выход часть изданий в сегменте B2B в связи с тем, что юридические лица из-за кризиса начали экономить и сокращать бюджеты на подписку.
В течение года закрылись более 10 газет федерального уровня, а также отдельные региональные приложения центральных изданий.
Наряду с этим, даже в кризисное время появился ряд новых перспективных проектов, вызвавших всплеск покупательского интереса. Это и патворки от издательских домов «Бурда», и книжный проект ИД «Комсомольская правда», и новые журналы от ИД Bauer Mediа, Creative Media, Эксмо и других издателей. Отмечается процесс регистрации новых СМИ в регионах РФ. Однако общий баланс закрывшихся и вновь зарегистрированных пока свидетельствует о сокращении печатных СМИ в России.
Кризис, наряду со всеми негативными последствиями, выполняет и оздоравливающую функцию, очищаясь от многочисленных нерыночных изданий, существовавших за счёт рекламы и дотаций.
На рынке продолжается тенденция миграции изданий в сегмент электронных версий. Интернет рассматривается как наиболее привлекательное направление развития для многих ИД. Процесс по-прежнему тормозит только одно обстоятельство – проблемы с монетизацией, т.к. потребитель не желает платить за цифровой контент, привыкнув получать информацию из Интернета бесплатно. К тому же, несмотря на рост аудитории интернет-СМИ, а также рост рекламных бюджетов на интернет-рекламу, доходы от электронных проектов до сих пор ниже, чем в печатных изданиях.
Всё это приводит к тому, что печатные версии ещё остаются прибыльнее, чем электронные (по данным крупнейших ИД доля доходов от электронных версий не превышает 10%, а чаще составляет 2-5%). Наряду с этим, всеми крупными издателями ведётся поиск способов заработка на цифровых форматах. К сожалению, многие из онлайн СМИ пока не приносят доходов и существуют за счёт инвестиционной поддержки.
Примечательной чертой новых тенденций на рынке печатных СМИ является то, что издательский бизнес начинает ориентироваться в большей степени на потребителей, а не на сбор бюджетов рекламодателей. По мнению экспертов АРПП, в 2010 г. следует ожидать оживления рекламного рынка и умеренного роста продаж. Большое значение будут играть новые эффективные издательские проекты, более широкое использование мультимедийного подхода к продвижению контента и применение синергетического эффекта в сочетании печатных и электронных версий СМИ.
Пресс-служба АРПП
Комментариев нет:
Отправить комментарий