По данным ФГУП «Почта России», подписные кампании в 2009 году проходили достаточно стабильно. В целом по стране удалось избежать серьёзного падения подписных тиражей.
Снижение подписных тиражей в 2009 г. относительно 2008 г. составило 2,2%, а объемы подписки в денежном выражении снизились на 2,3% в первом полугодии и на 3,5% во втором.
Ситуацию на подписном рынке удалось сохранить относительно стабильной благодаря сохранению тарифов на доставку на прежнем уровне, стимулирующим мерам и предоставлению скидок подписчикам массовых федеральных и региональных изданий, а также всех районных и городских газет и журналов.
Падение подписных тиражей в сегменте альтернативной подписки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. по оценкам экспертов составило 15–20%. Показатели отличаются по разным регионам. Наиболее сильно просели крупные промышленные центры: Екатеринбург, Череповец, Новокузнецк, Нижний Тагил — до 25%, с другой стороны, города: Абакан, Краснодар, Ростов-на-Дону подписку даже увеличили — до 6%. По оценкам участников рынка альтернативной подписки, объем рынка в денежном выражении может сократиться в ближайшие два года на 10–15%.
Агентства альтернативной подписки цены на свои услуги не повышали, где-то было даже незначительное снижение. Услуга подписных агентств по сбору и обработке заказов составляет долю от каталожной цены изданий в среднем не больше 5%. По данным агентства «Роспечать», соотношение стоимости агентских услуг по сбору и обработке всех распространяемых по подписке изданий к их каталожной цене составило 2,08%, а включение в каталог 3,65%. Аналогичное положение по агентским затратам существует и в других подписных агентствах. Тарифы Почты России также оставались без изменений за счет госдотаций.
В связи с возможностью закрытия ряда изданий, для снижения рисков, агентства альтернативной подписки начали менять условия сотрудничества. Например, «Урал-Пресс» с рядом издательств, систематически срывавших сроки выпуска изданий, перешли на помесячную систему оплаты, чтобы в случае закрытия издательств, безболезненно вернуть деньги подписчикам. Для Почты России закрытие изданий стало серьёзной проблемой. Подписка на почте реализуется на условиях предоплаты. Соответственно, большинство таких издателей, перед тем как закрыться, уже получили деньги за собранную подписку. Взыскать с них для возврата денег подписчикам зачастую весьма проблематично. Сумма аннуляций возросла на 41%, количество доставленных экземпляров газет и журналов сократилось на 9%.
К сожалению, необходимо признать, что в уходящем году увеличилось количество мошеннических фирм в сегменте госзакупок — это стало возможным из-за некачественно проработанного закона о тендерах, где основным критерием при определении победителя является низкая цена. В итоге появилось множество агентств, которые выигрывают тендеры по заниженным ценам, а в результате поставляют подписчикам в лучшем случае только часть изданий. Существующее в России законодательство, регулирующее проведение в России тендеров на подписку, является несовершенным и нуждающимся в корректировке.
По мнению генерального директора ЗАО «Урал-Пресс» Константина Астафьева, с подобными фирмами могут бороться и сами предприятия, например, включая в условия конкурсной документации — 100% обеспечение контракта.
Таким образом, итоги подписки на 1 полугодие 2010 г. свидетельствуют об определенной стабилизации данного сегмента рынка газет и журналов. Показатели подписки у многих изданий носят разнонаправленный характер. Часть газет и журналов продемонстрировали снижение тиражей, некоторые напротив — значительный рост. Вместе с тем, по суммарным показателям ожидается, что динамика подписных тиражей, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, будет на нулевой отметке, что в условиях кризиса можно оценить как положительный результат.
АРПП
Комментариев нет:
Отправить комментарий