27.01.2011

Выживут ли газеты в эпоху Интернета?

Рубрика: Издательский бизнес

Автор: PlanetaSMI

Просмотров: 103

Blog Image

Что и как будет читать, смотреть и слушать мир будущего, где новейшие технологии окончательно станут повседневной реальностью? Участники прошедшего в португальской "северной столице" Порту Международного конгресса по кибержурналистике пришли к выводу, что развитие Интернета и мобильных устройств, перевернувших многие наши понятия, почти неузнаваемо преобразит привычные нам средства массовой информации.

Международный конгресс по кибержурналистике, состоявшийся в Лиссабоне, показал, что натиск электронных средств массовой информации традиционные СМИ переживут поразному. Если ежедневным газетам вскоре неминуемо придётся расстаться с бумажным форматом и переселиться в Интернет, то еженедельники и глянцевые журналы, похоже, вступили с современными технологиями во взаимовыгодный симбиоз. Какой смысл покупать ежедневное издание, когда можно в любой момент в реальном времени узнать новости на мобильном устройстве, постоянно подключенном к Интернету? - говорит координатор конгресса Фернанду Замит. - Когда такие гаджеты распространятся повсеместно - а этот процесс идет сейчас очень динамично, - бумажные газеты станут бессмысленными".
Но на новый формат в ближайшее десятилетие полностью перейдут не все, считает Фернанду Замит. В бумаге могут сохраниться некоторые региональные газеты. Отдельно он предлагает рассматривать еженедельники. "В Португалии они имеют очень сильные позиции и многочисленных, верных читателей, которые привыкли получать порцию аналитики и комментариев, подводящих итоги очередных семи дней в жизни страны и мира, - сделал руководитель "Кибер-обсерватории" еще один прогноз. Так же обстоит дело и в Испании, Франции, некоторых других странах. Кроме того, еженедельники обычно очень сильны в плане проведения журналистских расследований, а это направление тоже имеет свою твердую часть читательской аудитории".
Глянцевые журналы могут и вовсе быть спокойны за свое будущее, заверил Фернанду Замит. "Они чувствуют себя превосходно, - констатировал он. - Что касается новых технологий и гаджетов, то можно сказать, что для этих изданий они оказались не враждебными, а дружественными. Эти журналы делают ставку на визуальную подачу материалов, по сути, используя тексты в качестве развернутых подписей к иллюстрациям, поэтому сайты, где можно дополнительно выложить видео и аудио, вступить в непосредственный контакт с читателем, стали для них настоящей находкой и служат хорошей приманкой для покупателей печатной продукции этого типа. Можно говорить о том, что между иллюстрированными журналами и новыми Интернет-технологиями уже сложился взаимовыгодный симбиоз".
Не отомрёт и радио. "Радио имеет одно важное преимущество, которое никто не в состоянии у него отнять, - пояснил Фернанду Замит. - Слушая радио, можно продолжать заниматься чем угодно. Например, вождением автомобиля. Конечно, радиостанции присутствуют не только в эфире, но и в сети, и некоторые добились в этом больших успехов. Однако одно не отменяет другого. Радио по своей природе немультимедийно, оно занимает собственную уникальную нишу".
Что касается телевидения, то оно также останется, причем в двух форматах, старом и новом, считает Фернанду Замит. По его мнению, онлайновые трансляции на компьютерном мониторе вряд ли способны полностью вытеснить из дома телевизор. Телевидение сохранится, это гарантированно. При этом, очевидно, телевидение будет меняться. Судя по всему, оно продолжит распадаться на все большее количество каналов с узкой специализацией.

Оценки португальского специалиста подтвердила Мария Жозе Балдессар, преподаватель бразильского Университета Санта-Катарина. "Происходит фрагментация, причем не только в электронных СМИ, - отметила она. - Общественно-политические издания, пишущие обо всем, теряют, а вот "нишевые" порой переживают удивительные взлеты". В качестве примера Балдессар привела бразильский глянцевый журнал для девочекподростков "Капришу", чей тираж в последние годы вырос многократно и превысил 700 тысяч экземпляров.
"Это интересный феномен, - указала она. - "Капришу" активно использует Интернет-сайт как дополнительный инструмент для привлечения интереса к своему бумажному изданию. С его помощью он создаёт себе читателей, которые затем покупают журнал, а благодаря высокому тиражу привлекает рекламу. Таким образом, для этого журнала сеть стала не могильщиком, а важнейшим помощником и мощным рычагом по извлечению прибыли".
Опыт "Капришу" стал одной из эффективных новых бизнес-моделей журналистики, согласились участники конгресса. При этом, что касается самих Интернет-сайтов, добиться высокой рентабельности за счёт журналистики на них нереально, гласит общее мнение присутствовавших на форуме специалистов.
"Даром журналистикой заниматься невозможно", - констатировал Жоау Канавильяш, преподаватель португальского Университета Бейра. Между тем, как показывает практика, все попытки перевести электронные издания целиком на платную основу приводят к резкому оттоку пользователей и забвению сайта. "Бесплатный сайт тоже имеет смысл, - отметил Канавильяш. - Он служит для того, чтобы тебя заметили". Вот только денег сам по себе не приносит.
Жоау Канавильяш поддержал Элдер Баштуш, автор книги "Происхождение и эволюция кибержурналистики в Португалии". "Плата за новостные сайты приносила бы хорошие деньги, если бы в сети сложился новостной картель, - отметил он. - А так как это невозможно, то всегда есть способ добыть новости даром, поэтому платить никто не хочет. Чтобы сегодня покупали, надо, как минимум, чтобы продукт по качеству многократно превосходил конкурентов".
Такое превосходство возможно разве что в теории. "Нью-Йорк таймс" потеряла больше двух третей Интернет-траффика, когда ввела плату за содержание", - отметил Баштуш. Поэтому издания нащупывают новые формы зарабатывания денег. "Но пока невозможно сказать наверняка, будет ли это работать, - подчеркнул он. - "Ай-Пэд", планшетные компьютеры iPad от Apple, - спасение прессы? Не знаю. Будущее в продаже аппликаций, а не рекламы? Сомневаюсь. Сейчас ни у кого нет определенного ответа. Всё постоянно эволюционирует и изменяется. Чего-то устойчивого, чего нельзя было бы отбросить, попросту не существует. Возможно, мы десятилетиями будем находиться в непрерывном поиске".

Самый прагматичный взгляд изложил представитель католической радиостанции "Радио Ренашсенса" Педру Леал. "Для нас не важно, что внедрять, - сказал он. - Главное - охватить как можно большую аудиторию. Если это позволит Ай-пэд, значит будет Ай-пэд, если что-то ещё, значит, будет что-то ещё". Как СМИ, связанное с церковью, радио не может позволить себе отвлекаться на технологии ради технологий, продолжил Педру Леал. "Мы всегда помним, что вторичное может затмить первичное, - сказал он. - А первичное для нас - это содержание, контент".
Трезво смотрит католическое радио и на зарабатывание денег в Интернете. "Для нас в бесплатности Интернета нет ничего нового, - улыбнулся Педру Леал. - За радиопередачи слушатели тоже не платят, как же мы будем требовать деньги за сайт? Поэтому извлечение прибыли из Интернета означает для нас не новую бизнес-модель, а новые способы рекламы и взимания денег за рекламу".
Реклама - ключевое звено для получения прибыли в Интернет-изданиях и для преподавателя Университета Аризоны Стива Дойга. По его мнению, находкой для сетевых СМИ могут стать журналистские расследования. "В условиях, когда с 2000 года тиражи в США упали на четверть, надо инвестировать в эксклюзивные расследования, которых не найдешь ни на одном другом сайте, - заявил он. - Расследования, затрагивающие важные проблемы, привлекают аудиторию, а большая аудитория привлекает рекламодателей".
Но настоящие журналистские расследования стоят денег, и для их проведения нужны высококвалифицированные кадры, признал американский профессор.
На рекламу в Интернете тратят больше

2010 год стал переломным в борьбе американских СМИ за рекламодателей в Интернете. Как сообщила американская газета "Уолл-стрит джорнэл", по итогам последних 12 месяцев расходы компаний на размещение объявлений в глобальной сети составили рекордные 25,8 миллиарда долларов. И они впервые в истории превысили траты на рекламу в газетах и журналах.
Как свидетельствует доклад аналитической компании "И-маркетер", печатные СМИ смогли в 2010 году заработать от рекламы заметно меньше - 22,8 миллиарда долларов. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что маркетологи признают всё большее распространение Интернета. "Мы длительное время наблюдали эту тенденцию, и вот настал переломный момент", - отметил генеральный директор "И-маркетер" Джефф Рэмси.
Согласно данным исследовательской группы "Форрестер", жители США теперь проводят в сети столько же времени, сколько перед телевизором. При этом любимые ТВ-передачи американцы меньше смотреть не стали. Рост популярности Интернета произошёл за счёт значительного сокращения времени, которое тратится на чтение газет и журналов.
В России рост доходов от рекламы в Интернете составляет с 2002 года 20-30 процентов в год.

Эхо планеты

Комментариев нет: