Системе распространения нужно обеспечить уровень рентабельности не менее 5%
Ситуация с возможным введением новых правил размещения нестационарных торговых точек на территории Москвы накаляется. Участники рынка — и издатели, и распространители, и общественные органы, и даже профильные чиновники — бьют тревогу: газетную розницу необходимо спасать. Предложенные Департаментом транспорта критерии размещения нестационарных торговых объектов главный редактор интернет-журнала PlanetaSMI.RU Евгения ТРУШИНА обсудила с Алексеем ФЕДОТОВЫМ, генеральным директором «Холдинговой компании "Сегодня-Пресс"»:
— Алексей, Департамент транспорта разработал новые критерии размещения объектов розничных продаж в городе. Вы знакомы с документом? Какие запреты он вносит?
— Согласно документу, любые палатки и ларьки должны располагаться не менее чем в 3 м от проезжей части. Причем на перекрестках киоски планируется ставить так, чтобы светофоры и «зебры» хорошо просматривались. Для крупных ларьков (больше 50 кв. м) это расстояние увеличивается до 5 м. Запрещается устанавливать киоски ближе 25 м от выходов из метро, ближе 5 м — от подземных переходов, 10 м — от остановок наземного транспорта. Причем на этом расстоянии могут находиться газетные киоски, ларьки с мороженым, театральные кассы и вендинговые автоматы, для остальных категорий торговых объектов расстояние составляет 25 м.
В отношении отрасли распространения прессы хочу особо отметить, что обострилась ситуация с невозможностью продолжения дальнейшего функционирования остановочных торговых модулей (ОТМ). В 1997 году ГУП «Мосгортранс» обратился совместно с Гильдией инвесторов остановочных сооружений (ГИОС) к участникам рынка распространения печатной продукции с просьбой об участии в инвестиционной программе по замене старых конструкций остановочных модулей на остановочные торговые модули за счёт предпринимателей. Предприятия рынка распространения СМИ приняли участие в данной программе Города, вложив денежные средства в данный проект, оплатив установку и всю текущую эксплуатацию объектов. В постановлении Правительства Москвы №26 от 03.02.2011 года «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» отсутствует ОТМ как вид торгового объекта. Поэтому органы власти на местах (управы и префектуры) начали активно бороться с остановочными торговыми модулями по распространению печатной продукции, давая поручения Москомзему расторгать договора аренды земельных участков в одностороннем порядке, самостоятельно вразрез действующему законодательству, отключая их от электроснабжения и передавая материалы к выводу объектов в Арбитражный суд, существенно сужая тем самым, информационное поле столицы и ущемляя права москвичей и предпринимателей.
— Насколько приемлемы для участников рынка продаж прессы представленные в правилах критерии?
— Со слав заместителя руководителя департамента торговли и услуг Кузнецова Н., что пока речь идет о рекомендациях, их окончательное согласование намечено на конец лета. Он отметил, что поблажки театральным кассам и газетным киоскам решено сделать, поскольку они «занимают мало места и не отвлекают на себя транспортные потоки, в отличие от продуктовых и цветочных палаток». Чиновник признал, что покупателей у театральных касс на обочине будет меньше, чем если их оставить рядом с метро, но заявил, что «это лучше, чем убрать их во дворы». По мнению Департамента торговли и услуг города Москвы и ГУП «Мосгортранс» именно с середины 2011 года перестали обеспечивать безопасность пассажиров через 12 лет после принятия постановления Правительства Москвы № 49-ПП от 25.01.2000 года «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы (МГСН 1.01-99)» «…при размещении нестационарных торговых объектов в зоне остановочных пунктов не обеспечивается беспрепятственный проход пассажиров и их безопасность при высадке и посадке на маршрутах ГУП «Мосгортранс»…» (письмо департамента торговли и услуг города Москвы № 01-4297/2 от 20.06.2012 года). В результате данные действия уже наносят непоправимый урон сложившейся десятилетиями системе распространения прессы, так как выводят объекты печати с остановочных комплексов и прилегающих к ним территориям, не смотря на то, что оперативное доведение до потребителей информационных новостных печатных изданий, большая часть тиража которых востребована и реализуется до 10.00 часов утра, требует размещать торговые объекты со специализацией «печать» в наиболее людных местах, на пассажиропотоках. Компенсационные места, которые органы местной власти выделяют взамен существующих, являются заведомо убыточными и невостребованными москвичами, так как стоят в стороне от людских потоков. Затраты по перемещению киосков, их замене, подключению к электрическим сетям, вводу в эксплуатацию и наем квалифицированного персонала.
— Известно, что ранее были достигнуты договоренность о трехлетнем моратории на введение данных критериев для участников рынка розничных продаж периодики. Почему ситуация изменилась сейчас? Как это скажется на бизнесе?
— Принятие постановления Правительства Москвы №26 от 03.02.2011 года «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности», обязывает предприятия мелкой розницы заменить все объекты по распространению печатной продукции в течение трёх лет на новую модульную конструкцию, разработанную Москомархитектуры. Хочу обратить внимание на тот факт, что все установленные киоски печати на настоящий момент так же разрабатывались и утверждались Москомархитектуры совместно с территориальными органами власти города. Печатные СМИ распространяются преимущественно через нестационарную розничную сеть мелкорозничной торговли. Большая часть киосков установлена в 2008-2010 годах, их окупаемость наступит лишь в 2013 году (средняя прибыль в год с одного киоска — примерно 80,6 тыс. руб.). Единомоментная замена всех киосков предшествующего образца (в течение трёх лет) невозможна.
Развитие киосковой сети требует существенных инвестиций. Стоимость киоска составляет в среднем 350-400 тыс. рублей, а с учётом всех затрат, установка каждого нового киоска обходится компаниям в 500 тыс. рублей на одну торговую точку. По расчётам экономистов, окупаемость, т.е. положительный финансовый результат, наступает у сети, имеющей как минимум 65 киосков прессы. При меньшем количестве сеть либо убыточна, либо работает по чёрным схемам, и уклоняется от налогов. А чтобы окупить вложения в экспедиционные площадки, линии сортировки и IТ-системы требуется около десяти лет при условии существования у каждого дистрибутора сети киосков в несколько сотен штук. Для сохранения системы распространения объектам прессы необходимо обеспечить уровень рентабельности не менее 5%. Это может быть достигнуто за счёт наличия в ассортименте товаров народного потребления, востребованного со стороны населения, в т.ч. сезонных, имеющих повышенный спрос, а также широкого спектра востребованных на рынке услуг.
— В предложенных правилах есть два интересных параметра — расстояние от окон, витрин вдоль здания, равное 10 метрам, и размещение в 3-х метрах от края проезжей части. Указанные параметры размещения, по идее, должны значительно ухудшить результаты работы торговых точек… Так ли это?
— Специфика отрасли распространения прессы и главное удобство для потребителя заключается в возможности приобретения газет и журналов в «шаговой» доступности от дома или по пути на работу, возможность ознакомиться с новостями перед началом трудового дня. Конструкция киоска не предусматривает постоянного обогрева (масляного обогревателя) в холодное время года и размещения электрического вентилятора в летнее время года. Существенно «скрадывается» собственно общая площадь, не говоря уже о полезной площади киоска. Предложенные киоски не оборудованы антивандальными устройствами, такими как роль-ставни или жалюзи. Вычурные стекла во всех предложенных вариантах не могут быть применены в нашей отрасли. Например, стекло в конструкции типа «Модерн» вообще не выдерживает никакой критики, и не предусматривает его оперативной замены, так как само стекло более подходит для оформления ресторанов в стиле начала XX века, и не подходит для распространения прессы. Стоимость замены чрезмерно дорога, а изготовление самого стекла будет занимать слишком много времени; отсутствие козырька в предложенных вариантах будет создавать неудобства покупателям. Вода при осадках будет стекать по витринам, будет проникать внутрь киоска, а так же образовывать наледь в зимнее время год, а в межсезонье, лужи, подтекающие под киоск, вызывая его гниение; новые киоски не оборудованы «ножками», на которые киоск устанавливается. Отсутствие данного элемента провоцирует возможность его «заваливания», невозможности выравнивания, а так же отсутствие «воздушной подушки», что провоцирует гниение дна и пола киоска, образование крысиных гнёзд; применяемые материалы будут неадекватно дороги для объекта с коротким сроком «жизни». Ведь наш динамично развивающийся город и его экологическая среда не предполагают долговечности некапитальных объектов; предложенное чугунное литьё в варианте «Модерн» кажется странным для такой низко рентабельной отрасли распространения печатной продукции
— Как участники рынка планируют отстаивать свои интересы?
— Исключительно в правовом поле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий