Какое будущее ждет печатные СМИ
По мере развития технического прогресса более новые товары и услуги приходят на смену старым. Но иногда старые товары и технологии возвращаются…
Происходит это примерно следующим образом. Давно существует технология производства товаров и массового, и статусного спроса. Затем, в результате кардинальных инноваций, на рынок выводится принципиально новая продукция. Сначала она стоит очень дорого, управление ею требует обучения и привыкания. Новинка становится модной, подчеркивающей статус владельца. Некоторое время — время снятия инновационных сливок — массовый функциональный спрос обеспечивается старой технологией, а статусный спрос — новой.
Но, вскоре после того, как инновационный продукт стал модным, в его производство направляются значительные ресурсы, которые обваливают себестоимость производства. Сначала продукт перемещается в сегмент функционально-статусного спроса, а затем — становится массовым продуктом функционального спроса.
Массовая новая продукция практически полностью вытесняет старую вместе с индустрией её производства и обслуживания. Новый продукт перестаёт быть модным, инновационным и, зачастую, деградирует по ряду показателей. Эта деградация обусловливается как резко возросшим уровнем конкуренции, так и различиями в предпочтениях между ранее преимущественно статусными, а сейчас уже массовыми потребителями. Затем, спустя время, начинается обратный процесс. Почти выведенный из эксплуатации, казалось, никому не нужный, безнадёжно технологически отсталый старый продукт, вдруг, становится модным у статусных потребителей. Так возникает классика.
Обладание классическим товаром подчеркивает статус его владельца. При этом, техническое несовершенство и эксплуатационные сравнительные недостатки либо становятся достоинствами, либо на них в приличном обществе не принято обращать внимание. В самом деле, для владельцев лошадей, содержащихся в конных клубах, скорость передвижения верхом и высокая стоимость содержания по сравнению с автомобилем не имеет значения. Как для владельцев яхт, островов, коллекций произведений искусства и прочих символов статуса. Их предназначение — подтверждение статуса владельца. При этом, у этих статусных потребителей, считающих себя истинными леди и джентльменами, в избытке имеются и самые новые технологические новинки. В результате, замыкается круг развития – продукция выходит на рынок как статусная новинка, затем становится массовой, после этого технологически устаревает, временно практически выходит из употребления, а затем снова становится статусной классикой.
На мой взгляд, примерно то же самое ожидает и печатные СМИ. Они уже перестали быть массовыми в урбанизированной среде, уступив место интернету. Сама же Сеть, становясь основным средством массовой информации и коммуникации, стремительно деградирует в содержательном плане. Это и понятно, ведь интернет вырос из сети, объединяющей университеты и научные институты, поэтому, с ростом пользователей, его содержательная деградация была неизбежной.
Наиболее очевидно это проявится тогда, когда большую часть видеоконтента потребители будут получать не через эфирное или кабельное телевидение, а через Сеть. В то же время, резко упавшие тиражи и возросшая стоимость печати направляют перспективы печатных СМИ туда, где эти параметры из недостатков превращаются в достоинства, т.е. в статусный сегмент рынка.
Уже сейчас, например, читать в самолёте редкий и дорогой журнал не менее круто, чем пользоваться топовым ультрабуком. А скоро, вполне возможно, что уважающий себя статусный потребитель просто не сможет себе позволить опускаться до чтения с экрана.
Но, если будущее журналов более-менее понятно, то с газетами всё сложнее. Газеты, особенно ежедневные, в отличие от журналов должны обеспечить ещё и оперативность информации, понятно, что конкурировать с сетью оперативности сложно. Плюс к этому — всё возрастающая стоимость печати и распространения. Возможно, поэтому появились прогнозы о том, когда будет выпущена последняя газета. На мой взгляд, газеты, вполне могут остаться, став статусным продуктом, отказавшись от традиционного распространения и… передав функцию печати статусному потребителю.
Владимир Стус
UBR (Украина)
Комментариев нет:
Отправить комментарий