Фаундайзинг. Спонсоры. Фонды. Доноры. Благотворительные организации. С чего начать и сколько просить? Как составить проект, смету, заявку.
Это не исчерпывающее руководство. Это наброски с натуры. Но они могут быть полезны начинающим грантоискателям, так как из пяти заявок на финансирование, поданных от имени моей фирмы, я в итоге получил три гранта на общую сумму примерно $50 000. Не миллион, но все же.
Строго говоря, фаундрайзинг, что означает поиск и получение спонсорских денег – это настоящая наука. Несметное количество контор и частных лиц живут (и еще как живут!) только на гранты. Из примитивного выпрашивания денег «на хорошее дело» фаундрайзинг превратился в мощную область бизнеса со своими правилами игры, в которой это самое «хорошее дело» стоит на последнем или предпоследнем месте.
Благодетели
Я не раз говорил знакомым представителям иностранных филантропических структур, что они должны благодарить бога за развал СССР, потому что в дополнение к уже имевшимся развивающимся странам они разом получили еще пятнадцать. Больше стран, которым надо помогать, – больше открывается отделений фондов и ассоциаций, больше денег идет на содержание их многочисленных сотрудников.
Откуда берутся деньги?
Во-первых, из государственных бюджетов, то есть из карманов американских, английских, немецких, французских налогоплательщиков.
Во-вторых, из бездонного бюджета ООН, который затем полноводными реками и ручьями разливается по сотням ооновских ведомств, программ и проектов. А это уже отчасти и деньги отечественных налогоплательщиков, ведь каждая страна делает отчисления в бюджет ООН.
В-третьих, от частных лиц и корпораций (в первую очередь американских), у которых есть выбор: заплатить налоги или отправить те же деньги на «благое дело».
Вокруг этих деньгоисточников за свой кусок благотворительного пирога дерутся десятки тысяч уже собственно «благотворительных» конкурирующих организаций. Например, огромные суммы, ежегодно поступающие из американского бюджета в специализированные структуры типа USAID, затем перераспределяются между общественными, частными или наполовину частными фондами, которые смогли доказать, что они наилучшим образом распорядятся полученными средствами.
И вот уже эти фонды непосредственно помогают зимбабвийским фермерам, такжикским детям, экологам из Карелии, малому бизнесу в Свердловской области и т.д., предварительно обеспечив своих людей:
- окладами ($3000-10000 в месяц для иностранных сотрудников, от $200 до $1000 для местных);
- хорошими домами и квартирами (в аренду);
- солидными офисами;
- служебными автомобилями;
- средствами на представительские расходы (рестораны, оплата такси, посещение бассейнов, фитнес-центров и т.п.);
- бесплатными авиаперелетами на родину минимум два раза в год;
- и прочая, прочая, прочая.
Оставшиеся деньги подлежат распределению между туземцами-грантоискателями.
И, что характерно, сотрудники-филантропы работают в бывших советских республиках, в отсталых африканских и азиатских странах по 5-7 лет и не хотят возвращаться в свое капиталистическое благополучие.
Почему?
Потому что только в зарубежных представительствах благотворительных фондов, да еще консалтинговых компаний можно увидеть такое число людей, которые у себя на родине не смогли бы претендовать даже на вполовину меньшую зарплату – по причине своей полной профнепригодности.
Потому что иностранцы живут в замкнутом комфортабельном мире, вне зависимости от бедности страны и ее местонахождения. А поскольку жизнь в таких странах дешевая, то они могут позволить себе не только жить в несколько раз лучше, чем на благополучной, но дорогостоящей родине, но и отложить изрядные суммы на старость.
Потому что подобная работа – гарантия быстрой карьеры в бизнесе или в государственных органах.
Однажды, еще в начале 90-х, один американец 22 лет от роду показывал мне свое «досье» о своей работе в представительстве Price Waterhouse, кажется, в Киргизстане. Пользуясь невежеством американцев в отношении всего, что не касается их великой страны и сходным окончанием – «стан» – с Афганистаном, он подготовил отчет, повествующий о его участии в 16 (!) проектах за полгода, причем в условиях, приближенных к фронтовым.
Он и объяснил мне тогда, что теперь такого героического и трудолюбивого парня примут на работу в любую престижную компанию.
Поэтому одна из форм коррупции в зарубежных госорганах, распределяющих деньги между филантропическими организациями – это пристраивание своих знакомых и родственников на работу в слаборазвитые страны.
Местных сотрудников набирают опять же главным образом из детей высокопоставленных чиновников, что является негласным условием для разрешения заниматься благотворительностью на подконтрольной им территории.
Это длинное вступление я сделал с единственной целью: показать, что перед вами не добрые иностранные дяди и тети, а ушлые ребята, которые зарабатывают огромные деньги на факте нашего существования. За исключением небольшого числа искренних энтузиастов, сотрудникам иностранных фондов – как местным, так и приезжим – глубоко безразличны ваши проекты. Зная это, вы не будете удивляться некоторым особенностям общения с благотворителями и не тратить время на ненужные телодвижения
С чего начать?
Первое. Вы находите в своем городе (регионе) фонд, финансирующий темы, близкие к вашему профилю.
Второе. Тщательно изучаете информацию о характере предоставляемых грантов, их размере и кому они выделяются – только коммерческим организациям, только общественным, только частным лицам и т.д.
В принципе, можно специально придумать проект под соответствующий фонд или направление, но это не всегда проходит. Фонды интересуются вашим «послужным списком», и если экологическая организация вдруг просит деньги на создание бизнес-инкубатора, то ответ скорее всего будет отрицательным.
Но зато под «грантовую тему» можно создать новую общественную организацию. Это нормально и даже приветствуется, особенно если вы нацеливаетесь на американский фонд, финансирующий «демократов» и «правозащитников». Такие организации регистрируются за 10 дней, так что при неудаче потеря времени небольшая.
Выяснив главный вопрос, а именно: подпадает ли ваша тема под объявленные интересы конкретного фонда, подготовьте заявку в точном соответствии с требованиями фонда.
Сколько просить?
Вообще-то грантодающие организации сами заинтересованы в бесперебойной выдаче максимально возможного количества грантов. Традиционный советский подход времен позднего застоя: требуется полностью «освоить» средства, выделенные на год, в противном случае на следующий год выделят меньше. А это напрямую скажется на уровне зарплат и премий функционеров благотворительных организаций.
Но в первый раз вам много денег не дадут. Поэтому составляйте смету, исходя из действительных потребностей, имея в виду, что эта смета все равно будет сокращена на треть, а то и больше.
Не рассматривайте потенциальный грант как некий личный капитал. Скажем, вы просите (и получаете) 25 тысяч долларов на мониторинг прав человека в вашем городе. Так вот, не настраивайтесь на то, что сможете положить себе в карман эти 25 тысяч.
Ведь гранды выделяются не целиком, а частями, траншами. Сначала вы получите 5-7 тысяч на первый этап проекта, и только отчитавшись за их использование, вы можете рассчитывать на следующую порцию.
Популярный вопрос: А в принципе, есть ли шанс израсходовать часть полученных средств лично на себя? Это зависит от того, как вы составили бюджет проекта.
Предположим, общий размер гранта – $15 000 в расчете на один год. Если на $5000 планируется закупить компьютеры и оргтехнику, то про эти деньги придется сразу забыть, потому что большая часть фондов предпочитает оплачивать эти расходы непосредственно со своего счета.
В лучшем случае вы можете надеяться на процент от фирмы-продавца, но это будут небольшие деньги, потому что доноры обычно ориентируются в местных ценах и трудно объяснить им, почему это вы решили заплатить за двухсотдолларовый монитор пятьсот долларов.
То же относится к покупке канцтоваров и расходных материалов.
Настоящие деньги, то есть наличность, – это зарплата сотрудников проекта. Если вы руководитель проекта (директор фирмы, глава некоммерческой организации), и этот проект нуждается в привлеченных сотрудниках, то обычная практика: выполнять работу силами двух человек, а просить деньги на десять.
Разумеется, восемь мертвых (и доверенных) душ должны исправно расписываться в платежных ведомостях.
Другой вариант: платить сотрудникам зарплаты в меньших размерах, нежели указано в смете.
Я считаю, что для коммерческой организации наиболее разумно рассматривать грант как упавшие с неба средства, на которые можно приобрести необходимое для бизнеса оборудование, выплачивать зарплату сотрудникам, компенсировать затраты на связь, расходники, канцтовары и пр.
Уточню: вы тратите 70-90 процентов гранта на развитие собственной организации, а проект, под который вам дали деньги, выполняете попутно с основной работой.
Например, у вас маркетинговая фирма и вам нужны три сотрудника по работе с клиентами. А это рабочие места (компьютеры, принтер, интернет), зарплата и другие расходы.
Вы придумываете проект на популярную тему, связанную с содействием начинающим предпринимателям, для чего вам непременно требуется техническое оснащение и привлеченные люди.
Получив грант, вы имитируете бурную работу. Но не слишком усердствуйте, а то начинающие предприниматели, услышав о вашем проекте, начнут действительно обращаться к вам за помощью. Оно вам надо?
Рекомендация
В стандартном бюджете любого проекта есть обязательные графы:
Всего
Имеется
Требуется
Разработка учебных пособий и материалов
Три специалиста х $500 (гонорары в сред.)
$1500
$200
$1300
Заработная плата сотрудникам проекта:
Постоянный консультант $400 в месяц х 6 месяцев
$2400
$800
$1600
Постоянный ассистент $200 в месяц х 6
$1200
$400
$800
Офисные принадлежности:
Бумага для ксерокса, канцелярские принадлежности, файловые папки
лежности, файловые папки и пр.
$350
$100
$250
ПК Pentium-4
ПК Pentium-3
$900
$400
$400
$900
-
Хороший тон – когда в графе «Имеется» вы указываете, что у вас есть хотя бы небольшие, но свои деньги, и значит, вы не какой-то оборванец (или не внушающая доверия нищая структура), но готовы сами участвовать в финансировании собственного проекта.
Такая щедрость, кстати, не будет стоить вам ни копейки, потому что тот же «постоянный ассистент» – это ваш собственный сотрудник, которому вы так и так платите зарплату, а пентиум-тройка куплен еще два года назад.
Сроки рассмотрения заявки
Если вы прочитаете в брошюре благотворительного фонда, что на рассмотрение заявки уходит два или три месяца – не верьте. Вас могут промурыжить и полгода, и год.
Причины задержек самые разные: сокращение штата, смена руководства, сезон отпусков, большое количество заявок.
Причины отказов: тема не соответствует основным направлениям деятельности фонда, поданы дублирующие заявки, ваша заявка неправильно оформлена, вы запросили слишком много денег, вы запросили слишком мало денег (донорам не хочется связываться со слишком мелкими проектами).
А однажды мой уже одобренный проект стал жертвой глобального бюджетного кризиса в США, когда конгрессмены вдруг решили урезать помощь развивающимся странам.
Крайне желательно уже на первой встрече добиться от сотрудника фонда внятного ответа на главный вопрос: «Проходит ли мой проект в принципе?», или как бы вы старались правильно оформить заявку и разработать бюджет, вам все равно ничего не светит.
Самое неприятное в работе с фондами – это как раз бездарные потери времени.
Вы убиваете месяц на поиск подходящего грантодателя, потом месяц изучаете их требования и составляете заявку, смету, обоснование.
Затем ждете – неизвестно сколько и без гарантии положительного ответа.
Я перестал работать с донорами именно по этой причине. Когда через год получаешь письмо с радостным сообщением, что проект одобрен, иногда трудно понять, о чем вообще идет речь, потому вот уже как полгода занимаешься совершенно другими делами. И встает проблема: брать или не брать?
Вроде грех отказываться от денег, но, с другой стороны, интерес к проекту давно исчез, порой вместе с людьми, которые должны были его выполнять, надо вспоминать, зачем вообще его просил, как собирался использовать, словом, дорога ложка к обеду.
«Свои люди»
Моя первая заявка была отклонена не потому что была плоха или не подходила под тематику донора, но из-за вмешательства конкурентов.
Если вы один раз получили грант и благополучно отчитались по нему, второй раз это сделать гораздо проще. Вас уже знают, вы продемонстрировали финансовую добросовестность и умение составлять отчеты, почему бы не дать еще? То есть у вас появляется хорошая грантовая история – точный аналог кредитной истории.
На втором этапе лучше просить деньги не на новый проект, а на расширение или продолжение старого, это утверждается и быстрее, и с малой вероятностью отказа. Кроме того, подобная заявка готовится намного проще – вы просто меняете цифры в предыдущей смете и слегка редактируете проект.
И постепенно вы становитесь профессиональным просителем. А значит, и получателем.
Есть организации, которые продлевают проект ежегодно (к примеру, какое-нибудь обучение народных умельцев-ремесленников премудростям рыночных отношений). Они становятся не только любимыми деньгополучателями одного и того спонсора, но и входят в состав экспертного совета, рассматривающего заявки. (Подобные советы создаются с целью придания выбору грантов видимости объективности и открытости. Подчеркиваю – видимости).
Так вот, как рассказал под величайшим секретом сотрудник фонда, хотя мой проект был сгоряча принят, в дело вмешался многолетний фаворит – НПО (неправительственная организация), безбедно живущая на мониторинге чего-то демократического (американцы обожают слово «мониторинг», поэтому советую использовать его как можно чаще).
Эта НПО публиковала результаты мониторинга один раз в два месяца в 16-ти страничном бюллетене тиражом 200 экземпляров, распечатываемом на обычном лазерном принтере, а затем бюллетень рассылался дружественным НПО, но в основном, в иностранные и донорские конторы – «смотрите, как мы замечательно работаем».
И под эту полезную деятельность уже шесть лет ежегодно выделялось 35 000 долларов.
Мой же проект – выпуск многотиражной газеты – делал бессмысленным выпуск этого бюллетеня, а следовательно, дальнейшее финансирование их проекта. Поэтому спохватившиеся ребята быстро объяснили на «экспертном совете», почему не следует отдавать деньги неизвестной фирме, и мой проект был благополучно угроблен.
Отчетность
Но вообще говоря, донорам абсолютно безразлично, кому отдавать деньги. Лишь бы деньгополучатель потратил их по назначению, точнее, составил требуемую отчетность.
Категорически рекомендую делать отчеты так, как написано в инструкции. Не вздумайте отходить от нее, даже если какое-то требование противоречит здравому смыслу. Инструкции составляли наверняка американцы, а, как известно, их мировосприятие значительно отличается от нашего.
Помните: от вас никто не ждет реальных результатов. От вас ждут только правильно составленную и вовремя подаваемую отчетность. Ваши отчеты лягут рядом с отчетами других грантополучателей и станут частью общего отчета о плодотворной деятельности филантропического фонда.
Помню, как по наивности я вначале удивлялся, почему это сотрудники грантовой структуры так ни разу и не появились на семинарах, проводимых в рамках моего проекта.
Но потом я понял, что грантополучателей много, а сотрудников фондов мало, и они при всем желании (если бы оно вдруг возникло) не в состоянии проверить, как же в реальности отрабатываются полученные деньги.
Усвоив правила игры, я исправно присылал отчеты о регулярных занятиях и огромном охвате слушателей. Фонд тоже вел себя прилично и не пытался выяснить, были ли эти занятия и сколько людей их посетило в действительности.
Есть и другая причина того, что фонды не перетруждают своих сотрудников проверками и излишним копанием в делах грантополучателей.
Ведь при обнаружении злоупотреблений фонд будет вынужден как-то реагировать. Но как? Ну, ладно, не перечислит следующий транш. А как потом объяснять вышестоящим организациям, почему проект не завершен, почему дали деньги не тому, кому следует? Получается, что отбор заявок проводится некомпетентными людьми, получается, что надо прислать на их место более компетентных.
Вот и выходит, что фондам предпочтительнее закрыть глаза на некоторые неувязки между отчетностью и фактической работой по проектам и не проявлять излишнюю бдительность.
Берут ли сотрудники фондов взятки?
Поскольку взятки – явление вселенское, я не думаю, что в фондах работают только кристально честные люди. Но сам я с этим не сталкивался, хотя меня и уверяли, что в некоторых фондах за положительное решение надо отдать до 30% от запрашиваемой суммы.
Это вряд ли. Сметы довольно прозрачные и невозможно увести в тень аж треть гранта. Тогда теряется сам смысл получения благотворительных денег.
И еще одно обстоятельство. Оклады местных сотрудников в сравнении с обычными зарплатами весьма значительны. Поэтому из-за страха потерять хлебную должность они ведут себя крайне осторожно и не станут подставляться, особенно с незнакомыми людьми.
Заключение
Чтобы я не говорил о благотворительных конторах, все-таки хорошо, что они есть. Им хорошо, и нам хорошо.
Сергей Занин
Источник: сайт zanin.ru
Грядет Пасха, и в городе (казалось бы) Львове вновь запылают сельские языческие «дідухи», как это было на Рождество Христово. Впрочем, Святки были отмечены там еще и скандалом с хваленым «першим українським» пивом (которое – «первое» – было вообще-то польским от немецкого пивовара). Напомним, гуманитарный советник президента Януковича Анна Герман возмутилась использованием религиозных символов в рекламе пива «Львовское рождественское»: «Такой зачин, который идет из Львова – города, который всегда назывался духовной столицей Украины, является чрезвычайно вредным и недопустимым».
Насчет «всегда считался», Анна Николаевна, мягко говоря, приукрасила. Хотя где-то с конца 60-х у части советской интеллигенции действительно распространилось представление о Львове, как некой культурной Мекке (образованщина ошибочно ассоциировала бывшую польскую провинцию Восточная Малопольша с вожделенной Европой, а еще недавно крестьянское население городов этой провинции – с носителями «европейского духа»).
В конце 80-х, когда львовская «спільнота» дала новый толчок движению «Геть від Москви» к, пусть хуторянской, но своей культуре, Галичину уже по всей УССР стали называть «украинским Пьемонтом». Официально статус «культурной столицы Украины» главный город «Пьемонта» получил в 2009 г., когда соответствующее решение приняли Национальный общественный совет по туризму и курортам совместно с Министерством культуры и туризма.
Насколько же обоснованы претензии галичан на роль гуманитарных советников не только президентов, но и прочего населения Украины?
Откуда «рогы» растут
Требовательны жители прикарпатских городов не только к остальной – «несвидомой» – Украине, но и к своим – «понаехавшим» из окрестных сел. Во Львове последних называют «рогулями». «Есть такое хорошее львовское словечко, – поясняет местный литератор Юрий Винничук. – Во Львове рогулями называли жителей пригорода, которых от города отделяли рогульки, рогатки или же шлагбаумы на дорогах. Въезд на телегах в город разрешался только ночью, а на рассвете, продав свой товар перекупщикам, крестьяне и жители предместий покидали город. Итак, рогулями были простые необразованные люди, и когда кого-то хотели охарактеризовать, как человека недалекого, то называли рогулями».
Сегодня Винничук с горечью обнаруживает признаки проникновения рогулизма в городскую среду: «Настоящий львовянин… никогда не станет петь народные песни под памятником Шевченко средь бела дня в воскресенье. Это не по-львовски, не по-городски».
По мнению рокера Тараса Чубая (известного, правда только одной песней, и той – чужой) «рогулизм – это проявление самоуверенной малокультурности»: «Дух Львова выветривается из Львова именно потому, что осталось слишком мало настоящих львовян, которые могут ценить этот город как город, в котором жили их предки... Фактически Львов сегодня населяют бывшие крестьяне, которые, к сожалению, утратили сельское лицо и не приобрели городского».
Директор Львовского театрального фестиваля Ярослав Федоришин уверен, что «рогулизм прогрессирует»: «Культурному человеку иногда просто страшно становится во Львове… Поэтому культурные люди во Львове немного «потерялись». На обочину отошли».
«Мещане стали смешными, они так комично выглядят, передвигаясь любимым городом… Их туфли промокшие и ноги, пожалуй, смердят», – предполагает писатель Тарас Прохасько.
По наблюдениям основателя «Незалежного культурологічного часопису «Ї» Тараса Возняка «сущность многих львовян» выдает местопровождение ими выходных и праздников: «Большинство едут в село, к родителям, помогают им на огородах. Пуповина этих львовян – не во Львове». Истинные горожане, справедливо полагает Возняк, «не плюют себе же под ноги и не сорят в своих же подъездах».
Домой на выходные
Редактор ежегодника «Україна модерна» Ярослав Грицак считает, что «образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией золотого века, а не отражением новых европейских ценностей».
Как видим, корень зла львовские интеллектуалы видят «во вновь прибывших», которые оттерли неких истинных «граждан своего города» на обочину.
Но кто эти – «истинные», если учесть, что до «ненавистного» Пакта Молотова-Риббентропа город четыре с половиной столетия был польским и еще полтора столетия – польско-австрийским?
По переписи населения 1931 г. во Львове проживало 63,5% поляков (198 212 чел.), 24,1% евреев (75 316 чел.) и только 12% коренного галицийского населения, из которого 3,5% самоидентифицировались как русины, и лишь 7,8% приходилось на украинцев (лишь 24 245 чел. на трехсоттысячный город!)
Некто доктор Владимир Огоновский докладывал статистической комиссии львовского «Наукового Товариства ім. Шевченка» на заседании оной 27 января 1938 г. следующее: «Щодо фахів то в інтелігентських фахах Поляки сильно випереджують інших, але зате в промислі не досягають своєї пересічної, а в торговлі остають дуже позаду. Жиди опановують торговлю дуже сильно та досить сильно промисл, як також дуже сильно вільні інтелігентські фахи. Мало між Жидами фізичних робітників, але багато тих, що не наймають… Дальше при професійнім і соціяльнім поділі населення Львова не переведено національної сегрегації лише конфесійну, тому мусимо ототожнювати Українців з греко-католиками. Отже Українці у Львові це головно молодий, вільний, напливовий, не дуже грамотний, переважно робітничий елемент. На 30.000 усіх Українців і Українок (как видим, с украинцами Огоновский отождествляет всех униатов, хотя это неверно, – Д.С.) що заробляють у Львові, є 9.700 слуг, 2.000 сторожів, 1.400 нефахових робітників і 9.000 фахових робітників і ремісників, головно термінаторів. Поза домашною прислугою Українці ніде не мають відносно великого числа, а щодо 11% в торговлі, то там на 4.000 Українців половина сторожі, так, що уділ Українців у торговлі куди менший, ніж на перший погляд виказує статистика. Про інтелігентські фахи нема що говорити. Ще в промислі українське робітництво та ремісництво грає деяку ролю, але як наймана сила».
Следовательно, украинским Львов (как и прочие галицийские города) сделал ни кто иной как «тиран украинского народа» Сталин – изгнав поляков (евреев совместными усилиями уничтожили бандеровцы и гитлеровцы), и, заселив вышеупомянутым «наплывным» (из села) «не очень грамотным» элементом. Выходит, «истинные горожане», по которым тоскуют сегодняшние львовские интеллектуалы – те же «понаехавшие». Со всеми вытекающими. Т.е. с врожденным рогулизмом, который в советские времена сдерживался высокой планкой общественного порядка и постепенно вытравливался ВУЗами, укомплектованными профессорско-преподавательским составом с «большой Украины». Не успели. Ибо, как известно, интеллигентами становятся в третьем поколении.
Так что премного обманывается замечательный ивано-франковский блоггер Виталий Колтовский, вспоминая абитуриентские дни во Львове: «Місяць вступних іспитів був місячником щастя, дотиком до незрозумілої, неповторної монументальності яка п’янила і заворожувала. За кам’яними стінами не могли жити звичайні люди, так не буває. Там жили львів’яни… Навіть після закінчення навчання ми не стали повністю міськими.
(…)
Місто тепер інше, бо ми залишились жити в ньому.
Ми його зіпсували.
Щоденно чуючи мати на вулиці, переступаючи через розкидане сміття, об’їзжаючи запарковані в неположених місцях авто я зле проціджую крізь зуби: «Село».
Та злість та скоріш на себе.
Треба визнати: ми самі винні.
Ми забрали найкраще з села і не зробили кращим місто.
Ми все зіпсували.
Найгірше з міста ми привезли в село.
Ходаки стали рогулями: це все чого ми досягнули.
Наші діти побудували нове місто.
Велич сірого каменю вони замінили африканською строкатістю, дерев’яні вікна згоріли в пластиковій вакханалії, металеві огорожі з’їла цегляна іржа.
Нема навіть в кого просити вибачення.
Навкруги не має городян.
Навкруги тільки ми.
Пробачте нас сучасні мега-села Львів, Івано-Франківськ, Тернопіль…
Якщо зможете».
Зря себя гложете, Виталий. Не вы сделали его селом. А те, кто в начале 90-х выдавил из города квалифицированный персонал (т.е., носителей городской культуры). Происходило это не только с помощью прямых угроз и шантажа (как в случае с моим хорошим знакомым, ставшим весьма успешным художником и поэтом-переводчиком в одной из европейских стран). Обратимся к воспоминаниям культового московского ди-джея Qzzaargh’a (более известного как Сергей Кузьминский – лидер «Братів Гадюкіних»).
– Кузя, что ты думаешь о своём родном городе, о Львове, после того, как взглянул свежим взглядом? – спрашивал его, побывавшего после долгого перерыва в родном городе, писатель Владимир Нестеренко.
– Больная тема для меня, кстати… Не хочется мне обижать людей, которые там сейчас живут. Они и сами понимают, что Львов переживает не лучшие времена. И лишний раз тыкать им это как-то некорректно, что ли. А те, которые этого не понимают – так этим вообще бесполезно что-либо говорить.
Но, конечно, жалко. Жалко всех этих милых львовских придурков – художников-поэтов-музыкантов и просто прибацаных (в оригинале другой эпитет, но я, где возможно, позволил себе немного видоизменить ненормативную лексику – думаю, сегодня меня покойный Сергий простит, – Д.С.).
Кто успел – свалил. Кто не успел – спился, сторчался. Остались единицы – типа Валеры Демьянишина, который уже лет двадцать по ту сторону добра и зла.
В общем, как-то по-дурному все вышло. Не надо было нас, детей и внуков оккупантов, из города выживать. Хороший получался все-таки замес - укро-кацапо-жидо-хачико – хрен поймешь какой. А сейчас что? Тоска одна.
– Можно поподробнее - как тебя выживали из Львова?
– Адольфыч, ну ты ж понимаешь, что никто никого на самом деле не выживал. Всё на уровне субъективных ощущений. Когда понимаешь, что лучше первым послать нафиг и сказать: «Жрите сами свое дерьмо», - а не дожидаться, когда тебя пошлют прямым текстом. Тем более, что не пошлют, а просто будут трахать мозг и с ухмылочкой наблюдать за тем, как ты мечешься и бьешься головой о двери.
– …Так ты потомок оккупанта? Батя был военным?
– Не батя – дед. В 44-м оставили рулить чем-то в комендатуре районной. Потом завод поднимал 125-й – имени Ленина, который усилители «Амфитон» делал на ширпотреб. А основная продукция была за семью печатями, тремя пропусками и первой формой допуска. Короче, как на Байконуре. Для космоса делали… Батя потом тоже на этом заводе работал. И я, месяцев пять. Там мне открыли глаза на Христа.
– Поделись мудростью.
– Работяги за бутылочкой, после смены рассказали: «Серёга, шоб ты знал, Христос был украинцем!» (как видим, учение об «Иисусе Галичанине» родилось в умах «не дуже грамотного, переважно робітничого елементу» задолго до того, как этот элемент стал профессорами бобиками, – Д.С.). Я от такого поворота офигел».
«Краяни» достойно «віддячили» лучшему львовскому рокеру за всю историю города. На похороны Кузи пришло не более ста человек – в основном, друзья и близкие. Оттого, как пишет очевидец, «похороны украинской легенды выглядели какими-то русскими».
Львовские похороны львовской легенды
Самая большая волна дискуссии вокруг явления «рогулизм» была поднята после вымышленного ненавистниками Дмитрия Табачника «его утверждения» о том, что «галичане — это лакеи, едва научившиеся мыть руки» (один из активных распространителей сего фейка – постоянный автор «Українського Тижня» Дмитро Калинчук уж года с два, как ищет для меня первоисточник данной «цитаты»). Владимир Корнилов тогда напомнил выдумщикам о реальном документе – «Слове к «незападенцам», размещенном на сайте «Федеративная республика Западная Украина»: «Мы точно знаем, что хотим свободной экономики с прозрачными и понятными правилами игры. Что, кроме остального, будет означать полный «капут» государственным дотациям, государственному управлению в частный бизнес, банкротство убыточных предприятий и ликвидацию статуса государства как гаранта социальных и материальных благ и льгот. Хотите ли того же самого вы? Мы не уверены. У нас еще жива память о частном хозяине — у вас ее просто нет. Откуда взяться?».
О том, что среди галичан может жить скорее память об их собственных недавних хозяевах, доктор Владимир Огоновский уже показал. А Корнилов не оставил камня на камне от мифа о том, что жители Донбасса, в отличие от их нынешних сограждан «индивидуалистах»-галичанах, якобы имеют врожденную страсть к коллективизму. Да и где было гоноровое галицкое «пренебрежение подачками власти», когда во Львове, в отличие от «совковых» Харькова и Донецка, именно государство (в лице «донецких»), а не местный «частный хозяин» строил европейский стадион? Иждивенчество галицийских «врожденных рыночников» – не сегодняшняя наша тема, но не могу не пройти мимо факта, изложенного в другой корниловской статье.
Президент Ющенко своим, не отмененным до сих пор, указом установил работникам Львовского университета двойную зарплату. Этим же документом для данного «выша» установлено соотношение количества преподавателей и студентов один к пяти, что для профессорско-преподавательского состава в остальных вузах Украины – предел мечтаний. Пикантность же ситуации в том, что ректором ЛНУ является Иван Вакарчук – министр образования в момент подготовки указа, наверняка, курировавший его принятие (но не будем лишний раз акцентировать на коррумпированности львовских «европейцев» – после «колядований» судьи Зварича в это верят разве что «найсвідоміші» экземпляры). «Уж наверняка факт дискриминации вузов тех областей-доноров, за счет которых содержатся образовательные заведения дотационных регионов, вызвал бы бурю возмущения в итальянском Пьемонте, – рассуждает автор о привилегиях для «Пьемонта» украинского. – Там проблему видят как раз в том, что, внося различный вклад в ВВП Италии и, соответственно, в бюджет, Север и Юг получают одинаковые средства на содержание своих учебных заведений. А у нас, для сравнения, только одна Донецкая обл. в прошлом году произвела 21,1% всей промышленной продукции Украины, а все три области Галичины вместе взятые, этот «украинский Пьемонт», — лишь 4,8%. Но почему-то преподаватель Донецка, вкалывая больше своего львовского коллеги, должен получать в два раза меньшую зарплату».
Но, может быть, эти привилегии заслужены? И никакой другой университет не внес столь весомый интеллектуальный вклад в развитие Украины, как львовский?
Постоянный автор «2000» Александр Сасовский сравнил достижения Харьковского и Львовского университетов: первый дал такие имена, как физиолог И.И. Мечников, физик Л.Д. Ландау (оба – нобелевские лауреаты), математики А.М. Ляпунов, М.В. Остроградский, В.А. Стеклов, химик Н.Н. Бекетов, историк Н.И. Костомаров, филолог А.А. Потебня; второй – подобными именами даже в первом приближении не блещет. Разве что писатели (в т.ч. и нами выше прославленные), вакарчуки, и т.п. «діячі», включая Анна Герман, среди которых нобелевских лауреатов, искать уж тем более не приходится.
Впрочем, у последней еще есть шанс получить премию – хотя бы украинскую – за открытие того «исторического факта», что «Львов всегда назывался духовной столицей Украины».
Galicia über Gott!
И действительно, как преимущественно католическо-иудейский Львов мог быть «духовной столицей» для православной Малороссии, где одной из самых популярнейших была поговорка «Жид, лях та собака – віра одинака»? Да, в нач. XVII в., львовское православное братство (до того занимавшиеся просветительством своей православной среды) первым выступило против насильственной униатизации русинов (национальность «украинец» австрийцы с поляками тогда еще не придумали). «Движение переходит все в более и более широкие круги общества, переносится на улицу, доводя до вооруженных столкновений. Вопрос о сохранении православной церкви получает значение всенародного, национального дела...», – пишет Грушевский, вуалируя эвфемизмом «вооруженные столкновения» нещадное истребление «просвещенными европейцами» исконной веры русинов. В одно только 1700 г. 1250 православных общин Галиции вместе с храмами были насильственно переведены в унию (в том числе и православный собор св. Георгия (Юра) во Львове). Братскую церковь (по сути, домовую церковь знаменитого львовского православного братства) поляки берут штурмом, протесты подавляются армией. Полный список приходов Львовской епархии, которые были «огнем и мечем» переведены в унию — ЗДЕСЬ.
Тем не менее, русины-горцы (гуцулы, лемки, бойки и др.), как никакая иная народность в современной Украине сохранили древнюю набожность. Но можно ли это утверждать и в отношении прикарпатских горожан?
Пани Ганна обратила внимание на «рождественский» алкоголь, но «цнотливо» не замечаетшоколадные «пасхальные» (прости, Господи!) члены. То бишь, фаллосы. Открыто (в витринах кондитерских) изготовляемые на «патріархальних вуличках» «к празднику» на Страстной седмице Великого поста. И, надо сказать, «шоколадний хлопець» от «Львівської майстерні шоколаду» пользуется немалой популярностью на местной Пасхальной ярмарке. Естественно, кишащей детьми. Обоих полов.
Это называется «шоколадні хлопці»
А на день святого Валентина и, особенно, на 8 марта (которое истинные христиане вообще-то игнорируют) особой популярностью у львовян пользуется уже целая шоколадная «Камасутра» – с минетом, онанизмом, аналом, групповухой… В общем, «все як у Европі вчать». Хотя, чего еще можно ожидать от города, настолько гордящегося своим уроженцем – основателем мазохизма, что последний удостоился памятника. В бронзового Леопольда фон Захер-Мазоха вмонтирован глазок, через который можно посмотреть «софт порно», а «на счастье» можно просунуть руку в карман брюк и погладить ту самую «гордость Львова», которую изготавливают к Пасхе местные кондитеры.
После же Пасхи, насытившись первичными и вторичными шоколадными органами, «містяни» (очередное украинское нововведение, обозначающее горожан) возвращаются и своих сёл и приступают к традиционной «великодній» забаве, называемой «Поливаний понеділок». Это когда стаи гопников тупо обливают прохожих водой. «Обливати когось або самого себе водою на Великодньому тижні — це стародавній звичай, що пов'язаний з весняним очищенням водою», – вскрывают истинно «христианскую» духовность – уж простите за тавтологию – «духовной столицы» местные этнографы. Однако же происходит это «очищение» в холодном еще апреле, и не в селе, где до тёплой хаты можно добежать. Да и не одним только обливанием выставляют на общий позор беззащитных девушек и пожилых людей «ревнители древних традиций».
Она не знала, что живет не в селе
Он не захотел «долучатися до європейських традицій»
Более полно ознакомиться с фотосвидетельствами набожного человеколюбия по-львовски можно – здесь, здесь и здесь. Сейчас же ограничимся комментариями в ЖЖ фотографов, снимавших сей праздник украинского духа.
anna_m_a_y: «ух, весело у вас там!!!!!!»
ibanza: «А ви маєте можливість зробити так само весело і собі :) прийміть у одязі душ і гайда на вулицю! а ще попросіть якогось засранця дати вам підсрачника а іншого сфотографувати цей пам'ятний момент і вивісити фото в інтернеті».
doddy: «Если бы вы то же количество воды, что вылили не несчастных прохожих, набрали и подняли на 4-5 этаж по квартирам бабулькам, которые вынуждены по 2-3 часа в день тратить, чтобы себе на супчик воды принести, интернет был бы в НЕ МЕНЬШЕМ шоке, но только шоке ПОЗИТИВНОМ. И, слава Богу, что не наткнулись вы на парочку моих знакомых, давно потерявших чувство юмора, но привыкших в кармане носить травматическое оружие. Могло бы быть не так весело...
… десяток шакалят-подростков мочит ногами мужика (что есть на фото), задирает юбки и унижает беззащитных девушек, портит водой мобильные телефоны и другую недешевую технику. И, между делом, портит на день/неделю/месяц настроение людям, которые (для примера) ехали 4 часа из Мостиски на работу во Львов, но были окачены с ног до головы и, возвращаясь еще 3 часа домой при +5, получили воспаление легких...
… судя по поведению, эти "дети" вполне способны вечерком с теми же девушками сделать кое-что похуже, чем просто задрать юбку...»
zubnafeja: «То ж не літо було в понеділок, так і запалення легень хапнути можна! Добре, якщо ти в центрі живеш, а якщо ти з Рясне? З Брюховичів чи навіть з Сихова?»
Анонимно: «Вибачте, але слів, крім мату немає… в мене колезі залили фотоапарат, причому в трамваї. А друга уже місяць лежить в лікарні з запаленням легенів, бо приїхала у Львів до знайомих, які живуть у Брюховичах. Поки доїхала – застудилася. А вона вагітна... Уроди, чого не обливали хлопців, га? Вот, блін, чоловіки пішли - дівчат, слабших, бо ж вони круті... суки...»
Infirin: «Сколько эти малолетние идиоты, интересно техники (телефоны, фотоаппараты, плееры) и кошельков залили?»
Smolyaninow: «дофига»
am none: «європейське місто…»
dimag0g: «Праздник "день быдла" внесли в православный календарь?»
iryna_patronyk: «Класні фотки!!! Інститут міста зацінив!!!! Заходь на пасочку ))))»
tato_sepia: «Останній (кадр) суперовий! Традиціям бути!»
fantoka: «Я довгий час жила в центрі і кожного року бачила ці вакханалії на обливаний понеділок. То особисте моє спостереження – такі жорстокі обливання влаштовували, переважно, російськомовні пацани (ага, так мы и поверим в русский «беспредел» в центре Львова! – Д.С.). Гальм вони не мають, чи ши. Чи то виховання таке...»
chrystallpower: «бо суті традиції не знають. Традиція для них чужа. А поливались колись люди в хатах, зранку, в родинному колі…»
orestk: «Ну на фото ідентифіковано і пару облич широко відомих у вузьких хулівських (футбольные хулиганы, – Д.С.) колах. До російськомовних їх таки не віднесеш».
smolyaninow: «Я отлично знаю всю эту гопоту… Нацсостав там действительно пестрый, но в целом соответствует реальной картине по городу. Правда, каждый видит то, что хочет видеть)»
kermanich: «Хіба україномовні пацани спроможні на жахливі обливання? Вони ж тихо у церкві моляться, а на вулицях лишень псалми співають. Та й взагалі, все це неподобство - спецоперація НКВС-КДБ-ФСБ. Аби зірвати курортний сезон у місті Лева».
smolyaninow: «Так ніхто ж не спорить! Україномовні дітлахи як раз в цей час проявляли свою причетність до вікових традицій церквах і гаях в пасторальних тонах. А тим часом російськомовна гопота знущалася над україномовною громадою в центрі українського міста. І все це за мовчазної згоди російськомовної міліції і благословення російськомовної влади міста. І абсолютно зрозуміло, що все було ретельно сплановано в ФСБ Путіним. Російськомовним, зрозуміло».
zlobna_belka: «О, це ті дибілоїди. які нас облили. а потім і побили. То кошмар. Просто стадний інстинкт якийсь...»
4ornobile: «Побили?? За шо???»
zlobna_belka: «А нізащо, просто хлопці намагалися їх втихомирити, їм це не вдалося... Понеділок завершився в лікарні з переломаними носами струсами мозгу і забоями. «І вам веселих свят називається)» … В мене був шоковий стан, я стояла і кричала поки в мене не полетіли шкляні пляшки від пива...»
uzhos: «на следующий год они будут поливать бензином, а несогласных не ногами бить, а тупо поджигать».
shaleniy_slonik: «хулі ж ви дорослих спортивних пацанів не поливали, християни?»
tsynamon: «Капєц просто! Мій сусід воду у кульках із вікна кидав на перехожих. Дивна якась традиція»
a_starta: «Не лише шмаркачі обливаються – старші теж не по дитячому долучаються до святкуваннячка! Мене облили вчора з вікна джипіка цілком дорослі дядінькі».
oryna: «Обливаний понеділок - це кльово )) просто не треба на них кричати. приєднуйтеся до гри і все буде кльово… виходиш з дому в Обливаний Понеділок – знаєш, що Тебе облиють. така традиція. не знаєте таких традицій - ну і флаг вам в руки...»
korvin_mid: «А если в добавок еще по печени с ноги заедут? Весело будет?»
kastaneda: «не знаєте таких традицій — ну і флаг вам в руки?» Стаття 35. Кожен має право на свободу світогляду і віросповідання. Це право включає свободу сповідувати будь-яку релігію або не сповідувати ніякої… Здійснення цього права може бути обмежене законом лише в інтересах охорони громадського порядку, здоров’я і моральності населення або захисту прав і свобод інших людей»
vlastimir: «Девушка, может Вы сразу тогда поведаете список ваших "клевых" традиций, дабы нормальные люди знали, когда не стоит посещать некоторые города Украины? "Виходиш з дому в Обливаний Понеділок - знаєш, що Тебе облиють". Как я правильно понял из этой фразы, этот день (на)-(в) Украине выходной? И на работу ходить не обязательно?»
Furmanyuk: «А мені Львів здавався культурним містом».
id3mprof: «А я завжди переконував людей в протилежному»
shkilet_sam: «Культури там не було і не буде…»
coshmos: «Я так понимаю, что, если попытаться за себя постоять, то потом твоей же кровью обольют с ног до головы?»
notpanicing: «Как девчонок жалко! Блин, ну во всем же должно быть чувство меры! Юбки-то зачем задирать?! Ага, нормально, да: "Христос воскресе!" и юбку вверх! А пинать зачем? Вместо поцелуя троекратного? Утырки и болваны! Ничем от гоблинов не отличаются».
Orestk: «Якби не ці фото, то все обмежилося б заміткою від захід.нет, що обливаний понеділок у Львові минув абсолютно спокійно».
dm_itry: «В вашем городе уже сталкивался с нереальной тупостью и колхозным поведением местных аборигенов, но это уже полный … Доводить девушек до слез, избивать прохожих ногами и задирать юбки реально показывает насколько умные у вас люди и доблестные менты».
anna_sann: «А если кто то после такого поливания заболеет воспалением легких или ещё чем... Причём тут Пасха к обливаниям и задираниям юбок???»
am none: «… Когда-то, помню, что отбивалась ихним же ведром... Уже пять лет как не выхожу на улицу в этот день… Самое обидное, что эти уроды вечно ходят целыми шайками и воды у них с собой немерено и они ВСЕ обязательно ВСЮ эту воду должны на тебя вылить. И никому дела нет, что ты, может, пару часов перед зеркалом крутилась, чтоб в гости сходить, или на улице холодно в этот день... Тупорылая традиция и тупорылые ублюдки! Местная власть при желании может это всё безобразие прекратить за один-два года. Не хочет почему-то. Логичных объяснений я не нахожу».
Belvol: «Дикость. Сельская. А если девушка шла на деловую встречу, на собеседование?»
Smolyaninow: «Да о чём ты! Кто об этом думает своими деревенскими мозгами? ... Именно это я считаю главной проблемой – не тем людям достался город».
ddrryyaa: «А как же родители тех девочек? Они готовы терпеть издевательства и бездействие милиции?»
smolyaninow: «Выходит, что так»
silver_fish_lu: «Самое интересное, по одному боязно обливать. А толпой как шакалы – нормально. Смотреть противно, а сосуществовать с такими в одном городе и того хуже. Фу, тошнит».
Jaroslav: «Вперше в житті ТАКЕ бачу. Образливо за Львів і його мешканців. Ідіоти, бидло, гопота»
Vova (обращаясь к автору фото): «Yurko – ти рагуль. Просто львівське бидло. Бидло яке показало яке у Львові живе бидло».
Alexander: «Львов теперь можно переименовывать в село городского типа»
Не менее «жестко» проходит на Галичине и Рождество. Вот что пишет уже цитируемый нами Виталий Колтовский:
«С приходом независимости колядование превратилось в стихийное бедствие. Дети были обязаны колядовать, а взрослые – давать подаяния. За неуплату рождественского побора тебя могли объявить врагом украинского народа, выступающим за сохранение Союза Советских...
Суть празднества, в духе времени, начала меняться. Надрывать голосовые связки на морозе считалось архаизмом. Вместо озорной детворы перед вами представали хмурые тинэйджеры с магнитофоном. На ошалевших хозяев они смотрели не совсем дружелюбно, и на немой вопрос «за что?», криво усмехаясь, включали колядки в исполнении профессиональных артистов.
Вечером в селе не светилась ни одна хата – нечем было платить. Коляда превратилась в бессовестные поборы. Общественность роптала и в дело вмешалась церковь… Вертеп с магнитофонами и бросанием в окна камнями за нежелание принять колядующих прекратился. В домах на Рождество опять зажёгся свет!
… Но в этом году рождественские вечера близ галицких хуторов были объявлены как вечера близ декадентства. Вот уж не думал, что нововведение предложат украинствующие униаты – принадлежащий Украинской греко-католической церкви Украинский Католический Университет» призывает к «интеллектуальным размышлениям и духовному просвещению» путём изъятия из сценария вертепа… Жида».
Да и лидер украинских униатов Святослав Шевчук незадолго до католического рождества высказал следующую мысль: «Стоит ввести новые действующие лица в вертеп. Например, бизнесмена, который ради скорой коммерческой выгоды готов продать не только Христа, но и семейные, национальные и культурные ценности… пороки общества не обязательно должны быть связаны с жидом, ведь человечество живет уже другими категориями».
То, что и самая прогрессивная его часть украинцев (в лице студентов Украинского католического университета) живет «другими» – отличными от первохристианских – категориями, продемонстрировал вертеп, благословенный Святославом Юрьевичем в Ивано-Франковске.
Воспроизвожу наблюдения местной журналистки Оксаны Островской. «То, что вертеп современен, стало ясно с самого начала, когда один из эпизодов начался под саундтрек к сериалу «Бригада». Первыми расходиться начали люди старшего поколения. Я же забрала ребенка после того как на сцене принялась вытанцовывать девушка на шпильках, в лосинах и откровенной футболке. На вопрос дочурки: «Что это?», объяснить суть того, что пыталась донести студенческая молодежь до масс, мне оказалось не по силам».
Насладится репортажем на галицийском наречии, да еще с фото, можно здесь: (http://vitaliyke.livejournal.com/95412.html). Автор ЖЖ лишь заключает итог: «Вертеп под «Бригаду» на фоне бигборда с Бандерой на пару с непристойными выгибаниями девицы шокирует любого, но нужно зреть в корень – цель достигнута».
И вот уже разъезжают по Львову «набожні мотоциклісти» в рамках фестиваля «Галіція понад усе», хотя кому, как не окропляющему сие действо пароху (так называются служители УГКЦ) знать, что «превыше всего» – попрание первой и главной заповеди Христа.
Скорее уж «П’їмонт»
«Тут на днях заглянул в учебник истории за 7-й класс, – рассказывает поэт Ян Таксюр. – Так вот, лучше бы не заглядывал! Потому что мне сообщили, что ослабление Киевской Руси и распад на независимые княжества стал для Украины явлением прогрессивным, «оскільки західні князівства України-Русі долучилися до більш передової європейської цивілізації». А ведь у нас еще ввели 12-летнее обучение! И как прикажете бедному папе дожить до выпускного вечера?»
Пока папу отпаивают валидолом, мы, как вы догадались, переходим от феномена Львова как «духовной столицы» к явлению, именуемому «культурная столица».
Вот, к примеру, как описывает результаты «доручення України-Русі до більш передової європейської цивілізації» выдающийся искусствовед, историк архитектуры Владимир Махнач: «Науке известны более 350 каменных зданий Домонгольской Руси (в основном, храмов, хотя есть и дворцы, а также постройки непонятного назначения). Примерно 2/3 этих зданий расположены в коренных русских землях по Днепру, Десне, Западной Двине, т.е. на территории нынешних Украины и Белоруссии, и 1/3—в великорусских землях, включая новгородский северо-запад, что не удивительно. Большая часть зданий лежит в земле (сохранились лишь фундаменты и нижние части стен), в архитектурном объеме сохранились только 30 каменных храмов (менее 1/10 от 350). Однако Сохранившиеся храмы расположены с точностью до наоборот: 2/3 — в великорусских землях и только 1/3 — в западнорусских. А еще известны науке 30 икон домонгольского письма, все до единой великорусского происхождения. Ни одной древней иконы не дошло до нас из западнорусских земель, как не дошло и ни одной древней книги с миниатюрами.
Разумеется, в войнах и стихийных бедствиях гибнут книги, памятники архитектуры и живописи. В великорусских землях, где признавали власть Орды, русская культура, конечно, тоже страдала (были и пожары, и войны, и в т.ч. ордынские разорения городов), но что-то, тем не менее, сохранялось. Однако в западнорусских землях, где памятников культуры было больше, русская культура страдала не только от войн и стихийных бедствий. Ее уничтожали целенаправленно, поэтому там памятников сохранилось куда меньше. Вот цена пребывания восточных христиан в составе Западного мира!».
Отпечаток культуры…
«Так то ж було колись! Коли ми й імені свого справжнього ще не знали!», – ответят патриоты родного края. – Зате зараз у нас бува найбільший дідух (чем не признак типично сельского менталитета?), найбільша канапка із салом, найкозацькийший куліш (хотя когда это в Галиции казаки водились? Разве что в Хмельнитчину, когда «східняки» львовян всех едва не изничтожили) І, взагалі, львів'яни раніш за всіх встають на підтримку української книги (за счет предоставления «вітчизняному книговидавцю» соответствующих государственных льгот, разумеется). А сами, панове галичане, не пробовали своих «письменників», вами только и читаемых, субсидировать?
Пробовали. И очень громко о том в начале прошлого года трубили. Но… Уже в августе Львовская облгосадминистрация обвинила облсовет в отказе финансировать издание украиноязычных книг. В облсовете же заявили, что своими обвинениями ОГА просто «прикрывает свое нежелание найти дополнительно средства на Программу поддержки отечественного книгоиздания». «Отаке!».
А уже в начале 2013 г. выяснилось, что более 250 тыс. грн. украдено в столице свидомого украинства собственно на «мове» этих самых книг. Депутат облсовета от «Фронта змін», глава комиссии по – внимание! – «культурі, історико-культурній спадщині, духовному відродженню» по чистой случайности оказался директором ООО, которая стала монопольным распорядителем «мовних коштів» областного бюджета. Ну и, как вы догадываетесь, «кошторис заходів» успешно освоен, а сами мероприятия…
Аналогичная история и с «найнагальнішою потребою» львовян – памятником Бандере. Как установило Главное контрольно-ревизионное управление Украины, и на этой «св’ятій справі» облгосадминистрация украла 26, 7 тис. грн.
А что же с древними памятниками Галиции? Помните разрекламированную ющенковскую кампанию по передаче этих «українських перлин» (на самом деле опять же польских) в частные руки – те, мол, за 49 лет аренды и в порядок их приведут и еще на наплыве туристов наживутся. Старший научный сотрудник Института археографии НАН Украины Иван Дивный тогда делился своими мрачными прогнозами с вашим покорным слугой: «Наделение замков статусом частной собственности навсегда отстранит историческую науку от самого предмета исследований. Ничто теперь не помешает их перепланировке, застройке, перепрофилированию. И мэсседж президента — сигнал к действию. Попросту говоря "хана" всем замкам» (http://ugmk.info/print/digest/1143200429.html). Благо дело, на очередной прожект хоружевского мечтателя повелось аж двое арендаторов. Ибо кто же тогда – семь лет назад – мог предполагать, что прогноз учёного-пессимиста окажется «оптимистическим»: «хана» пришла даже не от перепланировок (оставляющих хоть экстерьер древностей) – результатом
Ляхи прийдуть – порядок наведуть?
Так что с лидерством у Галичины даже в культуре пока что не складывается. Но то культура украинская – никуда не денется. А что же с европейскостью?
По обилию вывесок на иностранных языках Львов уж точно впереди Украины всей (что, конечно же, известных «захисниць українського мовного простору» нисколько не коробит).
Более того, если в XX в. западенцы украинизировали малороссийское наречие посредством замены русских слов польскими и немецкими, то в XXI в. пришла очередь английской «інвазії» (это ж надо – в шутку слово придумал, а украинский Word его не подчеркнул!).
А може борциць за мову тут підгодовують? Фото – Кость Долгів :)))
И теперь, как сообщает местный корреспондент «2000» Дмитрий Королёв, «на каждом шагу встречаешь надписи «типа на английском»: «Чикаго стайл піцца», «Життя в стилі кежуал», «Чоколядки на замовлення»…
А так (см. нижнюю строку) в «європейськім місті» пишут по-английски. Фото Анны Вовченко
Но особенно умиляет любовь некоторых жителей города Льва к его «историческому» («украинскому»!) названию — Лемберг. Lemberg Pizza, Lemberg Apartments etc.».
Ну, последнему, удивляться не приходится, если вспомнить восторженное письмо «голови Української держави» Стецько (это фамилия такая) «его превосходительству» Адольфу Гитлеру от 3 июля 1941 г. В нем, воистину легендарный патриот Украины Львов именует исключительно Лембергом.
Кстати, в те же дни генерал-губернатором дистрикта "Галиция" Франком была издана директива, гласящая «Правительственным языком в области Галиция является немецкий язык». «И что интересно, ни один патриот не выступил против "мовы оккупанта", – прокомментировала сей документ откопавшая его Мирослава Бердник
Как видим, хваленый львовский патриотизм (а имя нарицательное «Пьемонт» характеризует в большей степени «столицы патриотизма», а не «культурные столицы») сводится к памяти о «добрых хозяевах». Не из того ли разряда усиленно рекламируемое львовское «батярство»?
В панських лахах
«Для нельвовян поясняю, – читаем у того же Королёва, – в старом, довоенном (до 1939 г.) польском Львове батярами называли таких себе повес, гуляк, веселых бездельников, обаятельных завсегдатаев «кав'ярень». Они создали своеобразную субкультуру, в частности очень лиричные «пьёсэнки львовске» («Тылько вэ Львове»), под которые ностальгируют рожденные здесь поляки».
Т.е. «батярство» – чисто польское явление. Поэтому нелепые попытки сегодняшних львовян изобразить из себя батяр – мягко говоря обезьянничанье, над которым немало насмехаются (опять же, мягко говоря) приезжающие в родной город поляки.
Да и о каком патриотизме может идти речь, когда представляется возможность угодить хозяевам – пусть и бывшим, но продолжающим кормить надеждами и на будущее вхождение в «європейську сім’ю» (хотя бы и в роли прислуги)
Та же Мирослава Бердник показывала мне львовский сувенир – ДВД-диск о достопримечательностях, памятниках истории и известных личностях Львова на двух языках – украинском и польском. И что же – в экспортном варианте имя Стефана Бандеры стыдливо опущено!
А вот последние новости с нивы галицайского патриотизма: «В Западной Украине 13 тыс. призывников уклонились от службы». В «українськім війську!», заметим.
Теперь, думаю, становятся понятны истоки явления, отмеченного Олесем Бузиной: «Одной из главных проблем Галичины всегда было отсутствие своих вождей. Как политических, так и духовных. Даже Данило Галицкий не был галичанином! Приходилось пользоваться привозными вожаками, отброшенными на львовскую периферию конкуренцией в более развитых иерархических структурах. Так поляк Анжей Шептицкий, брат которого был министром обороны Польши, перешел из католичества в униатство и стал галицким митрополитом, а Грушевский, проигравший конкурс за кафедру русской истории в Киевском университете, — организатором научной жизни во Львове. Точно так же совсем недавно именно «схидняки» Вячеслав Чорновил, Левко Лукьяненко, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко становились в глазах Галичины представителями ее интересов, что, к слову, не шло на пользу этим вождям и тут же приводило к краху их политической карьеры. Сама же Галичина, тужась, могла родить только Тягныбока, которому никогда не стать общеукраинским лидером. А еще — идеологов-варьятов, разбрасывающихся украинскими землями. («Вар’ят» по-галицки — клоун, шут. Это слово заимствовано из польского («wariat»), где оно означает «сумасшедший». Как видим, даже тут — ничего своего, кроме амбиций.)
«Зато мы хоть не донецкие бандюковичи», – отстаивают «останню барикаду» галицкие политозабоченные. Именно! Львов сегодня, пожалуй, покруче Донецка будет. Ну какой еще город может похвалиться, что завел в парламент убийцу? Какие, как не львовские авторитеты продолжают мочить друг друга и в 2000-х. Дошло до того, что Ющенко как то на расширенной коллегии МВД бросил в лицо Юре Луценко: “Скільки дивізій вам дати, щоб цієї Морди не було? Це ж конкретна “кликуха” одного з мордоворотів...”. Подробнее о возрождении Львова бандитского – ЗДЕСЬ.
Не отстает от авторитетов и мелкая шпана. Особенно, «як і личить львів’янам», в плане евроинтеграции. Вспомните сообщения время Евро-2012: «Во Львове ограбили немецкого журналиста», «Львовские проститутки обокрали итальянца», «В столице Пьемонта ограбили ещё одного иностранного журналиста». В последнем случае «шановне панство» избило румынского фотокорреспондента, отобрав у него ноутбук и две камеры. Несчастного госпитализировали с травмой носа в больницу Львовской железной дороги.
Каждый нашел в «Евро-2012» что-то свое. Фото – Ульяна Копцюх
Всех, разумеется, задержали, но, как замечает сайт volynbazar.com, «какими надо быть чудаками и чудачками, чтобы совершать преступления против иностранцев во время Евро: милиция же будет не есть и не спать, а раскроет...»! Наверное, такими же – ответим – как тот «чудак, на букву «м», которому пришло в голову лямзить в киевском гипермаркете какую-то мелочь, имея в кармане незарегистрированный ствол. Когда по первой версии «караванного стрелка» объявили гражданином РФ, укронет разразился комментариями вроде:
«Російський кілер вбив Марченко,Бучака,Завадського,а не Іванова,Петрова,Сидорова.Підсікаєте тупорилі?»
«Ніхто й не сумнівається в тому, хто знищує український народ! Залишилися сиротами маленькі діти в трьох сім`ях - ось ось наслідок ідеї "русского мира".
О горе, но «російський кілер» также оказался галичанином! Как и герой второй по тупости новости в прошлом году – «Галицкий алкоголик украл коляску у севастопольского инвалида» и т.п. Славу «Місту Лева» приумножили видеоролики «Львівська маршрутка №67 », «Львовский секс без комплексов» и «А скажи но мені моя родная ».
.
Місто без «совкових» комплексів
На этой «славной» ноте, пожалуй, и закончим. Приятного просмотра, правда, не обещаю.
P.S. Прошу не обвинять меня в разжигании межнациональной розни посредством тенденциозной подборки. Я лишь хотел показать, что Львов не заслужил еще права оправдывать собственное иждивенчество статусом некого духовного наставника, и на том основании диктовать остальным регионам, как им жить, кого любить.
Дмитрий Скворцов, «фрАза»
Комментариев нет:
Отправить комментарий