Почему СМИ так и не стали «новыми медиа»
Термин «новые медиа» за последние полтора-два года утратил свою актуальность настолько, что уже почти не звучит в среде мультимедийных журналистов. Термин устарел, как только новые медиа стали нормой. Все меньше тех, кто с этим спорит, все больше тех, кто воспринимает это, как неотвратимую данность.
Но в сегодня я бы хотела вспомнить, как всего полтора года назад было принято трактовать «новые медиа». Потому что как бы не называли их теперь (мультимедиа, социальные медиа, визуализация), основа остается прежней.
- Новые медиа — это журналистика не слов, а журналистика цифр.
- Новые медиа — это коммуникации прежде всего, журналистам традиционных редакций надо учиться общаться с аудиторией.
- Классические СМИ — вещатели, новые медиа не боятся обсуждений.
- Новые медиа — это такой же навык, как вождение автомобиля, которым необходимо овладеть тем, кто намерен развиваться в профессии.
- Новые медиа дают больше возможностей и инструментов для творчества, выражения мыслей и раскрытия темы
- Переход на новые медиа у каждого СМИ индивидуален, готовых универсальных решений нет
- Новые медиа не учат, не информируют в чистом виде — они помогают ориентироваться в жизни
На мой взгляд, с тех пор произошла одна вещь — коллеги по цеху стали воспринимать «новые медиа» менее враждебно, некоторые стали изучать новые технологии и примеры зарубежных СМИ, перестали бояться соцсетей и давать безлимитный интернет в редакциях, полюбили гаджеты. Но не произошло другой вещи: к делу перешли немногие.
Делать «новые медиа» (которые уже старые новые медиа) все еще продолжают по технологии классических СМИ. В итоге в медиасфере появилось множество интернет-СМИ, которые называют себя «мультимедийными, интерактивными, передовыми». Конвергентными — это слово особенно пришлось по нраву нашим «новомедийщикам». Но по сути — это просто онлайн-калька бумажной газеты или телеканала.
Этому несколько причин, на мой взгляд:
- отсутствие знаний, навыков, понимания новых технологий информационного производства
- боязнь начинать новое
- боязнь зря потратить деньги
- отсутствие дополнительных денег
- восприятие новых технологий, только как элемента развлекательного контента
- «это все сложно, мы так не сможем»
- «мы уже давно «новые медиа» — у нас есть сайт и страница в фейсбуке, мы раз в неделю ведем твиттер-репортаж»
Термины переняли, как мне кажется, но не суть и технологии. Учиться мультимедийной журналистике нужно постоянно и знания обновлять часто, потому что в современных медиа все меняется раз в полгода.
Поэтому хотела сегодня вспомнить о двух интервью, записанных в 2011 году на KIW. Чтобы посмотреть, как тогда — вроде бы всего 2 года назад — люди, думающие новомедийно, размышляли о том, какие тенденции будут в медиа и какие новшества они придумывали для работы. Уровень восприятия новых технологий в медиа у них другой — новые медиа — это не просто создать сайт и повесить в нем кнопки соцсетей.
Андрей Рябых, интернет-буржуй, продюсер проекта ГАZЕТА.СПб. Андрей рассказал о том, какие решения для развития информационного ресурса они предпринимают. Одно из них – введение рейтинга комментариев на сайте.
- “В gazeta.spb.ru есть рейтинг комментариев. И этот рейтинг получился самостоятельным контентом. С альтернативным мнением и эмоциями. Когда сделали рейтинг комментаторов, то какое-то время спустя пользователи запросили антирейтинг комментаторов. Им стало интересно не только какие высказывания нравятся другим, но и какие не нравятся. С соцсетями же все не так однозначно, когда первое очарование прошло, стало понятно, что хорошего контента там мало – мало качественных фото, качественного видео”.
Сергей Осипов, директор портала объявлений "Деловой мир онлайн". Компания, которую Сергей представляет, выпускает газеты с объявлениями и ведет несколько интернет-ресурсов. Сергей рассказал об опыте работы с потребительским контентом — объявлениями. Около 6 миллионов человек заходит на ресурсы компании ежемесячно. Просмотров страниц — миллион ежедневно. По мнению Сергея достичь финансового успеха в сети можно только заняв свою нишу. Поэтому изначально единый сайт объявлений они, в итоге, разделили на подтемы: авто, квартиры и т.д.
- “Развиваться в Интернете будут локальные медиа. Издательства уступают сегмент интернет-компаниям. Еще в 2008 году “Деловой мир” испытывал проблемы с ростом интернет-аудитории, после этого была создана отдельная, независимая от печатной версии газеты, интернет-компания. И опыт показал: аудитория журнала или газеты не переходит в онлайн полностью. Деньги в принте будут еще долго, там средоточие всех рекламных бюджетов, но этой рекламе некуда развиваться, а у интернет-рекламы переспектив больше”.
Гулим Амирханова
Материал перепубликован в сокращенном варианте
Комментариев нет:
Отправить комментарий