Российский специалист в области дистанционной торговли, почтовой логистики, cross-border и бизнес-девелопмента Игорь Зубов рассказал "Делу", почему "Укрпочта" не может равняться на "Почту России"
Согласно новому проекту изменений в Закон "О почтовой связи", на рынке Украины может появиться регулирующий орган в виде национальной комиссии, которая будет заниматься "допуском" почтовых служб к работе, а также штрафованием частников при нарушении установленных правил. "Укрпочта" же, согласно проекту закона, получит монопольное право на доставку всех писем весом до 50 грамм, лишая частных альтернативных почтовых операторов такой возможности. Насколько допустимой является монополия госоператора на рынке и как решали подобные проблемы европейские коллеги, Delo.UA рассказал Игорь Зубов.
Является ли допустимой ситуация, когда в стране одна почтовая компания хочет получить монополию на пересылку писем весом до 50 грамм?
Почти в каждой европейской стране долгие годы существовала монополия на пересылку письменной корреспонденции, так как она являлась основным драйвером получения прибыли почтовыми компаниями. Рентабельность доставки письменной корреспонденции в Европе составляет 15-20% — это очень выгодный бизнес.
В Украине в почтовом бизнесе половина всех посылок и писем доставляются альтернативными почтовыми операторами. Очень важно, чтобы пропорция, в которой 50% посылок приходится на национального почтового оператора, а 50% — на частные структуры, сохранилась. Это хороший показатель, которым сегодня не каждая европейская страна может похвастать.
В европейских странах очень часто государство само предоставляет национальному почтовому оператору монополию на доставку письменной корреспонденции. Это связано с тем, что нацоператор должен также оказывать услугу универсальной почтовой связи, а ни одна другая частная компания не будет заинтересована в их предоставлении. Введение монополии в таком случае — это один из способов содержать госструктуру.
В Украине же предоставление "Укрпочте" монополии напрямую скажется на росте цен и на качестве услуг, которые оказывает госкомпания — она без борьбы займет этот рынок, и у нее не будет стимулов и мотивации работать лучше.
В Германии 15 лет назад приняли хороший закон — государственной почте предоставили монополию, но при этом разрешили частным почтовым службам доставлять корреспонденцию в случае, если качество предоставляемых ими услуг выше, чем у госоператора. Это одновременно стимулировало и госоператора, и частные почтовые службы работать над качеством доставки.
Кто в этом случае проводил контроль качества?
В Германии был создан инфраструктурный регулятор, который, кроме качества работы почты, отвечал за качество связи, услуги электро- и газоснабжения. Этот регулятор отвечал за регулирование качества, цен и доступности услуг почтовой связи. А так же определял правила доступа всех альтернативных почтовых операторов и крупных отправителей к почтовой инфраструктуре. Недискриминационный доступ в четко определенных пунктах приема почтовой инфраструктуры является сегодня одним из основных драйверов сокращения расходов на доставку почтовых отправлений и развития конкуренции.
Может ли Украина перенять у России опыт в сфере почтовых отправлений?
Сегодня "Почта России" не является той структурой, у которой можно чему-либо научиться. В сегменте письменной корреспонденции "Почта России" занимает 80% рынка и вообще не мотивирована что-либо менять. Можно смело сказать, что сегодня Почта России по всем показателям развития почтовой связи как качество предоставления услуг, сроки доставки и ценовая политика сильно отстает от "Укрпочты".
Какие еще зарубежные практики вы можете привести в пример?
Почта Германии на сегодня является примером отменного качества и скорости, после нее идут почтовые службы Нидерландов, Швеции и Дании. Вопрос эффективности заключается в том, сколько реального оборота получается в пересчете на одного сотрудника. То есть весь оборот компании за год делится на одного работника. В Украине эти показатели очень низкие — 4 тыс. евро на одного сотрудника "Укрпочты". Например, у Почты Бразилии этот показатель составляет 48 тыс. евро, у Германии и Канады — от 100 до 120 тыс. евро.
Как развиваются технологии предоставления почтовых услуг в мире?
Очень важной становится "оптимизация последней мили". Будут активно развиваться почтаматы — автоматические точки выдачи посылок, они очень удобные и дешевые в использовании. Курьер просто кладет туда вашу посылку, вы получаете SMS-уведомление и в любое время можете ее самостоятельно забрать.
Одна из новых услуг, которая же есть у почтовых служб Дании и Германии — приобретение почтовой марки с помощью мобильного телефона. Через специальное приложение вы покупаете "марку", получаете девятизначный код, который просто пишете от руки на конверте, чтобы сортировочная машина определила, оплачено ли письмо.
Рынок писем, к сожалению, медленно умирает и эту тенденцию не остановить, так как с ростом широкополосного интернета доля письменной коммуникаций будет снижаться, но рынок электронной коммерции будет развиваться. Люди, которые хоть раз что-то заказали в интернете, будут заказывать чаще, и все технологии в свою очередь крутятся вокруг посылочного бизнеса — сюда смело будут идти и инвесторы, и почтовые операторы.
Игорь Зубов — российский специалист в области дистанционной торговли, почтовой логистики, cross-border и бизнес-девелопмента
- 1999-2002: менеджер по продажам в Восточной Европе, Почта Германии
- 2003-2008: глава международного отдела и департамента развития международного бизнеса, Почта Австрии
- 2008-2010: директор по корпоративному развитию, компания "Мир книги", (Россия)
- с 2010-го: соучредитель системы терминалов доставки QIWIPost в России и POST24 в Украине
По материалам: «Дело»
Комментариев нет:
Отправить комментарий