«РФ объявила холодную войну против украинского суверенитета…Путин пообещал принять меры, если Украина подпишет соглашение с ЕС… Кремль блефует. Зависимость экономики от Таможенного союза сознательно преувеличивается… Кремль против Банковой…». Вот такими заголовками пестрят украинские СМИ в последние недели. Так ли все трагично, и действительно ли Россия Украине решила показать «кузькину мать»?
Невинная жертва коварного агрессора?
Ничто не ново под луной. Разнообразные торговые санкции в отношении разных стран были, есть и будут. И если внимательно проанализировать историю мировых торговых конфликтов, то мы увидим, что в подавляющем большинстве ограничения служили эффективным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Но при этом, практически нельзя встретить примеры того, что введение подобных санкций привело бы к достижению политических результатов.
В последнее время много экспертов, комментируя действия России, направленные на ограничение импорта украинских товаров, обосновывают их тем, что таким образом Москва намеревается вовлечь Киев в Таможенный союз, а также не допустить сближения Украины с ЕС и подписания Соглашения об ассоциации. Если это действительно так, то выбранная тактика, по их мнению, не отвечает поставленной задаче. Ведь любые ограничения приводят к тому, что производители в результате переориентируют свои экспортные поставки на другие страны. Соответственно, их заинтересованность в дальнейшем развитии торговли с Россией только уменьшается, и они в дальнейшем будут выступать за создание более либеральных торговых режимов с теми странами, в которые они переориентируют экспорт своей продукции. Как пример – целый ряд «торговых войн» на территории СНГ, которые еще всем нам памятны. Справедливости ради следует сказать, что таможенные проволочки не являются российским ноу-хау, подобное оружие было уже неоднократно использовано в истории торговых конфликтов.
Так, вспоминают ограничения Россией импорта рыбных консервов из стран Балтии, вин и коньяков из Грузии и Молдовы, минеральной воды из Грузии, фруктов из Молдовы и т. п. В результате производители из этих стран предприняли необходимые меры по диверсификации экспорта и уменьшению зависимости от рынка России. Теперь балтийские консервы, молдавские и грузинские вина можно встретить в магазинах многих стран, в том числе и в Украине.
В следствие того, что инициированные Москвой торговые ограничения не способствовали дальнейшему сближению Грузии, Молдовы, Латвии, Литвы и Эстонии с Россией, а более того, балтийские государства интегрировались в общий рынок ЕС, Грузия и Молдова создают с ЕС зону свободной торговли и ориентируют своих производителей на новые рынки сбыта, данные эксперты делают следующий вывод: практика применения торговых ограничений является откровенно слабым аргументом в пользу дальнейшей интеграции и, как правило, приводит к прямо противоположным результатам.
Не так все просто, как кажется
Да, действительно, не в первОй в мире ведутся экономические войны за рынки сбыта, и не раз Россия с их помощью пыталась наказать провинившееся государство. Но давайте быть реалистами. Латвийские шпроты – это не продукция КБ Антонова, грузинская вода Боржоми – не турбины для атомных и гидроэлектростанций харьковского Турбоатома, молдавские и грузинские вина вместе с их фруктами – не оборудование для космических спутников и станций, выпускаемых Украиной. Те эксперты, которые приводят в пример Украине бывшие страны СССР с их достаточно быстрой переориентацией на другие рынки сбыта, на мой взгляд, скажем так, лукавят. Я помню телевизионные сюжеты о том, как Саакашвили ходил по Хрещатику со своей промо-акцией грузинских вин. При этом я слабо могу себе представить, как Янукович ходит по Брюселлю с подобной акцией, рекламируя, например, лопасть от турбины для атомной электростанции или очередной ракетоноситель. Нельзя сравнивать отдельные группы товаров пищевой промышленности с продукцией тяжелого машиностроения, химической, металлургической промышленностью, судо- и самолетостроением, а также прочими «тяжеловесами», которые, собственно, и дают тот самый ВВП и основные бюджетные поступления. Не надо забывать, что Украина – это не только аграрная страна, которой ее хотят представить, это еще и мощный промышленный регион с большим научно-техническим потенциалом и еще не совсем утраченными квалифицированными кадрами.
По результатам первой половины 2013 года четверть украинского экспорта ушла в Россию. На страны Евросоюза пришлось не более 5%. По данным Украинской пограничной службы, из всего спектра украинских промышленности, как минимум, шестнадцать отраслей весь экспорт направляют в Россию. К примеру, только химических радиоактивных элементов и изотопов в соседнее государство вывозится на сумму $144,373 млн. Среди прочих, имеющих надежду продать свою продукцию только российским покупателям, — производители лаков, мела, порошка, бетонных плит и ядерных реакторов и т.д. Соответственно, компании, работающие в данных отраслях, могут быть абсолютно парализованы, если российская сторона примет решение запретить ввоз их товаров. И ведь не только российская: Европа также прогнозирует введение постоянного режима усиленной проверки украинских товаров на таможне при условии подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС.
Эксперты, изучив таможенную статистику, составили список компаний, которые экспортируют в Россию товаров больше чем на 100 млн. долларов в год, при доле российского экспорта свыше 50%. В него попали компании, работающие в двадцати четырех отраслях. Среди них, кроме уже пострадавших производителей сыров и шоколада, производители строительных материалов, обоев, картона и бумаги, легковых машин, локомотивов, их деталей и многих других товаров. Вот уже дошло дело и до украинского фарфора-фаянса.
Географические особенности — вот основная причина, называемая экспертами, почему предприятия не смогут быстро, а часть из них вообще не смогут переориентироваться на новые рынки сбыта. Хотя в долгосрочной перспективе этого не исключают. В частности перспективными рынками могут стать ближневосточные (в особенности для аграриев) и китайские (для металлургов), но никак, хотя это и печально, не Евросоюз.
С другой стороны, препятствием для быстрой диверсификации рынков являются требования самого Евросоюза, его регламентные нормы. Ведь начав работать с ЕС, Украина должна будет приспосабливаться к высоким санитарным и другим нормам, которым украинские товары часто, увы, не соответствуют.По мнению политолога Андрея Золотарева, при подписании соглашения с ЕС Украину ждут серьезные перемены. «Взамен обещаний счастливого европейского будущего, весьма отдаленного, мы получаем вполне реальные убытки уже сегодня. Подписание ассоциации с ЕС означает открытие европейского рынка. Здесь есть определенные интересы, и они будут удовлетворять в первую очередь европейских производителей. А Украину ждет деиндустриализация», — подытожил политолог.
Суровая правда жизниТак все-таки, шантажирует Москва Украину или нет? А вы знаете, это неважно. Президент Путин четко и ясно дал понять, что деньги в России будут зарабатывать только ее сторонники и друзья, а тот, кому важнее европейский выбор, пусть рассчитывает только на зону свободной торговли, которая должна открыться после подписания Соглашения об ассоциации. И в вот этих реалиях Украине следует учиться жить и выживать, наконец, поняв для себя, что за все надо платить. Нельзя уже и отворачиваться от России, и тут же обижаться на нее такую-сякую, которая не дает попользоваться ее ресурсами и на этом заработать себе немного денежек. Как было, так уже не получиться. Не получиться делать так, как известный украинский рок-певец Вакарчук: на родине бить себя кулаком в грудь и кричать, какой он ура-патриот, который принципиально не скажет ни слова на русском языке, а потом ехать с туром в Белокаменную на заработки по московским клубам. Увы…
Блог о том, что творится в СМИ, владельцы, подготовка к выпуску очередного номера, сплетни, система продаж, система продвижения и многое другое.
30.08.2013
Украина. Между молотом и наковальней
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий