25.02.2013

Украина: К чему приведет монополизация почтового рынка государством

Украина: К чему приведет монополизация почтового рынка государством

Монополия на доставку писем и газет приведет к закрытию подписных агентств и многих служб доставки. И принесет "Укрпочте" до 500 млн. грн. в год.

Изменения в профильный закон "О почтовой связи" вызвали настоящий скандал на рынке. Операторы почтовой логистики и экспресс-доставки, а также подписные агентства обвиняют "Укрпочту" в попытке монополизировать рынок и уничтожить мелких игроков. Гендиректор госпредприятия Оксана Плотникова не осталась в долгу. По ее словам, частники конкурируют нечестно, демпингуя и отбирая самые рентабельные услуги: доставку счетов, корпоративной корреспонденции и периодики в крупных городах, пишет "Инвестгазета".

Cуть конфликта

По оценке Украинской ассоциации директ-маркетинга, доля крупнейшего игрока за последние несколько лет снизилась с 80% рынка почтовых отправлений до 40-45%. При этом в абсолютных цифрах ничего не изменилось — "Укрпочта" по-прежнему доставляет такое же количество почты. Но рынок вырос за счет увеличения доли посылок и корреспонденции, доставку которых берут на себя частные компании.

Госпредприятие оказалось в патовой ситуации. Тарифы на так называемые универсальные услуги — в основном доставку периодики и писем — регламентированы законодательно. Например, доставка одного конверта со счетом за коммунальные услуги или связь у "Укрпочты" стоит 2,5 грн. независимо от того, куда он направляется — в отдаленное село, доставка в которое обходится дороже тарифа, или в пределах областного города, где себестоимость доставки может быть меньше гривны. Пока "Укрпочта" доставляла корреспонденцию и в города, и в села, убытки от обслуживания жителей последних перекрывались прибылью, получаемой в мегаполисах. Но конкуренты не дремали: предлагая низкие тарифы на доставку обычной корреспонденции в городах, частные операторы практически вытеснили из них "Укрпочту", оставив ей традиционно дотируемые населенные пункты.

Повышать тарифы на универсальные услуги никто не собирается. Но и мириться с тем, что наиболее привлекательные участки оказались потерянными, госкомпания не намерена. Решение, по мнению Плотниковой, — в установлении монополии на простые письма, доставку периодики и создании реестра почтовых операторов. Присутствующие в нем компании смогут доставлять почтовые отправления. Все остальные — нет.

Всех посчитать

Основное, что беспокоит "Укрпочту", — отсутствие прописанных определений того, что является почтовой услугой и, соответственно, какая компания является почтовым оператором. "Что относить к почтовым отправлениям? Доставка микроволновки туда входит? В большинстве стран-членов Всемирного почтового союза принято относить к почтовым отправлениям те, которые поручаются почтовому оператору для пересылки и доставки адресату и весят до 30 кг", — приводит пример Оксана Плотникова.

Определение почтовой услуги нужно не просто так. В скандальном законопроекте Министерство инфраструктуры предлагает создать реестр операторов рынка почтовой логистики и прописать критерии, по которым будет определяться, попадает ли компания в список. Также предусмотрена система штрафов.

Игроки рынка вполне обоснованно опасаются, что если появится регулятор, он будет выполнять функции карательного органа. Генеральный директор госпредприятия настаивает, что контролирующий орган необходим для того, чтобы следить за должным уровнем услуг — по словам Плотниковой, "это мировая практика". Участники рынка парируют это утверждение — по мнению Вячеслава Климова, совладельца "Новой Почты", люди идут к тем компаниям, чье качество услуг их устраивает.

Впрочем, его бизнес — как и других компаний, специализирующихся на экспресс-доставке грузов, в случае принятия законопроекта пострадает в меньшей степени. Основные неприятности ждут тех, кто доставляет корреспонденцию и газеты с журналами.

Легкая добыча

В законопроекте Мининфраструктуры прописано, что национальный оператор будет иметь исключительное право на доставку корреспонденции весом до 50 граммов. В эту категорию попадают не только простые письма, но и счета, документы и корпоративная переписка. По словам Александра Чумака, главы набсовета компании "Укркурьер", этот сегмент рынка можно попробовать оценить разве что в штуках — в год по Украине доставляют примерно 700 млн. ед. письменной корреспонденции.

Но точных данных о количестве таких отправлений нет ни у кого. "Укрпочта" доставляет 440 млн. писем разных типов. Если считать их по универсальному тарифу в 2,5 грн., то выходит, что оборот компании в этом сегменте составляет примерно 1,1 млрд. грн. Александр Чумак оценивает долю госкомпании в данном сегменте примерно в 60%. Если принять за факт, что остальные игроки доставляют около 260 млн. писем по 1-1,2 грн., то на долю всех частных компаний приходится от 260 до 312 млн. грн. Таким образом, объем всего сегмента составляет 1,4-1,5 млрд. грн. в год. Более точный подсчет невозможен, поскольку нет данных о типах писем, равно как и ценах каждой отдельной компании. Основные конкуренты "Укрпочты" в этом сегменте — компании "Укркурьер", "Метродом" и "Блиц-Принт", активно критикуют инициативу госпредприятия и Минифраструктуры. По словам участников рынка, монополизация этого сегмента приведет к тому, что частные компании обанкротятся, уволив 10-15 тыс. человек. У заказчиков просто не останется выбора — чтобы сэкономить, им придется переходить на электронные счета.

Печатная версия

Нерадужные перспективы и у подписных агентств. Последние несколько лет рынок периодики не растет. Тут повышение тарифов не устраивает в первую очередь издательства — многие газеты и журналы закроются или перейдут в электронную версию. А в случае введения монополии будут вынуждены уйти с рынка подписные агентства — "Блиц-Пресса", "Саммит", "Идея" и другие.

Правда, в оценке рынка подписки частники кардинально расходятся с "Укрпочтой". К примеру, директор агентства подписки и доставки "Блиц-Пресса" Павел Серебряков в разговоре с "Инвестгазетой" оценил объем всего сегмента услуг по доставке периодики в 200-250 млн. грн. в год. Оксана Полякова в интервью назвала другую цифру — 276 млн. грн., полученные госпредприятием за доставку 1 млрд. экземпляров газет и журналов в прошлом году. Игроки рынка оценивают долю "Укрпочты" примерно в 40-50% в деньгах, соответственно годовой оборот всего сегмента составляет около 500-600 млн. Следовательно, в случае введения монополии выручка госпредприятия увеличится более чем на 200 млн. грн.

"Мы убеждены, что конкурентная среда на рынке почтово-логистических услуг выгодна и государству, и клиентам, и получателям отправлений. Любое регулирование посредством лицензирования, квалификационных требований, регулируемых тарифов, территориальных ограничений и пр. приведет только к коррупции и ограничению конкуренции", — озвучил официальную позицию Украинской ассоциации директ-маркетинга Валентин Калашник.

В случае принятия закона частные компании намерены подавать на "Укрпочту" в суд и инициировать расследование Антимонопольного комитета. Впрочем, АМК свою позицию уже озвучил — по словам Антона Балабы, присутствовавшего на обсуждении законопроекта, в нынешнем виде документ комитетом не будет согласован, поскольку нарушает принципы свободной конкуренции.

Впрочем, практика принятия законов последние пару лет показывает, что "государственные интересы" перевешивают любые возражения юристов. В данном случае интерес более чем оправдан: в случае принятия законопроекта годовая выручка "Укрпочты" вырастет на 400-500 млн. грн. Для госпредприятия, работающего с прибылью в 1% (3881 млн. грн. доходов против 3841 млн. расходов в 2012 году), лишние полмиллиарда — более чем весомый аргумент, чтобы не обращать внимания ни на позицию конкурентов, ни на возражения АМК.

Дело, Украина

Рекламодатели заплатили украинскому Vogue более $500 000

Рекламодатели заплатили украинскому Vogue более $500 000 - Бизнес - Forbes Украина

В дебютном номере Vogue Украина — 100 полос рекламы. Удастся ли новому журналу сохранить такие высокие показатели?

В четверг 21 февраля в продаже появился первый номер украинского Vogue. В нем 288 страниц, из которых 100 – рекламные полосы. Такой объем рекламы в дебютный номер не удавалось привлекать ни одному из печатных изданий, появившихся после кризиса. Для примера – первый номер украинского Esquire вышел в марте 2012 года с 40 полосами рекламы, Forbes – 50.

Генеральный директор Sanoma Media (издатель Esquire, Cosmopolitan и др.) Юлия Стефанишина не исключает, что большое количество рекламы в Vogue удалось привлечь за счет невысокой цены. Президент UMH Group (издатель Vogue, Forbes и др.) Борис Ложкин утверждает, что в первом номере поступления от рекламодателей превысили план на 25-30%. «Рекламу в Vogue продавали недешево. Если бы мы опустили цены, у нас было бы не 100, а 140-150 полос», – подчеркивает Ложкин. По его словам, издание будет жестко держать цены, и не делать скидок, как многие глянцевые журналы. «Louis Vuitton никогда не делает скидок. Мы хотим, чтобы люди привыкли, что Vogue – это Louis Vuitton украинского рекламного рынка», – сказал издатель.

Участники рынка объясняют столь высокие показатели статусностью издания. «Vogue – площадка №1 для многих luxury-брендов. Его появления ждали», – говорит исполнительный вице-президент группы ADV Украина  по медиа-сервису Александр Барановский.

Сколько UMH Group могла заработать на продаже рекламы в первый номер? Руководитель компании, разместившей рекламу в Vogue, рассказывает, что журнал поставил высокие для украинского рынка цены – от $4000  до  $10 000 за полосу (в зависимости от месторасположения в номере). Нетрудно подсчитать, что доходы точно превысили $500 000.

Сколько составила прибыль издателя, подсчитать труднее. Производство Vogue – затратное удовольствие. Большая часть контента – украинская. На обложке первого номера – супермодель украинского происхождения Дарья Вербова, которая уже несколько лет входит в список самых известных и дорогих манекенщиц мира. Над выпуском работали знаменитые мировые фотографы: Артур Элгорт, Дэвид Армстронг, Стивен Пен и Елена Емчук. Съемки для первого номера проходили в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Киеве и Ялте. В редакционной команде много специалистов из Европы.

Удастся ли журналу в будущем демонстрировать высокие коммерческие результаты, во многом зависит от того, как будут чувствовать себя рекламодатели из luxury-сегмента. «Наши продажи увеличились, и надеемся, что продолжат расти, – отмечает собственница сети магазинов премиум-класса Оксана Кавицкая. – Бюджет на рекламу распланирован до конца года, и уменьшать мы его не собираемся».

По данным Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), в прошлом году объем «журнальной» рекламы в Украине вырос на 5,7% – до 923,8 млн гривен. Это в полтора раза меньше темпов роста всего рекламного рынка печатных СМИ в стране. В своем прогнозе на текущий год ВРК предсказывает изменение тенденции – журнальный сегмент станет самым динамичным на рынке печатной прессы. Один из драйверов – запуск Vogue.

19.02.2013

Издательство "Экономика" меняет бизнес-модель

Sostav.ua - Издательство "Экономика" меняет бизнес-модель

 

Одно из старейших бизнес-издательств на украинском рынке - "Экономика" Виктора Пинчука - меняет стратегию развития. С марта его переименуют в "коммуникационный хаб", после чего издательский бизнес отойдет на второй план, а приоритетными направлениями станут проведение мероприятий, печать корпоративных журналов и консалтинг, пишет "Ъ". До сих пор ни одно из издательств не решалось сделать прямую рекламу неосновным видом дохода, отмечают эксперты.



Входящее в холдинг EastOne Виктора Пинчука издательство "Экономика" меняет бизнес-модель. Если до сих пор основным источником его доходов была реклама, то теперь издатель журналов "ИнвестГазета", MMR и "Топ-100", а также владелец сайта delo.ua сосредоточится на организации деловых мероприятий, выпуске корпоративных изданий и маркетинговом консалтинге, рассказала "Ъ" CEO "Экономики" Ирина Рубис. В марте издательский дом будет переименован в "Коммуникационный хаб "Экономика"". "Мы дошли до того уровня, когда слово "издательство" в названии стало мешать",- отметила госпожа Рубис. Впрочем, в "Экономике" не намерены совсем отказываться от сайта и издания журналов. Просто эти направления отойдут на второй план.



Сейчас "Экономика" убыточна. "То, что ИД не сможет стать прибыльным только за счет рекламы, стало ясно еще года два назад",- говорит Ирина Рубис. В компании не сообщают финансовые показатели, но, по словам одного из топ-менеджеров "Экономики", в прошлом году убыток составил "несколько миллионов гривен". В последнем публичном финансовом отчете компании по итогам 2009 года спустя чуть больше года после покупки "Экономики" группой EastOne указан чистый убыток в размере 28,68 млн грн.



Рекламные поступления "Экономики" значительно сократились после закрытия печатной версии газеты "Дело" в конце 2011 года, утверждает руководитель отдела продаж одного из издательских домов. Менеджеры издания ранее рассказывали "Ъ", что это позволило снизить расходы газеты в 2-2,5 раза, но рекламные доходы онлайн-версии оказались в 5-6 раз меньше, чем печатной. Если до закрытия печатной версии "Дела" "Экономика" занимала 19-е место среди издательских домов по размеру рекламных доходов (10,4 млн грн за девять месяцев 2011 года; оценка "Коммуникационного альянса"), то в прошлом году издательство не вошло даже в тридцатку крупнейших игроков.



С помощью новой стратегии в компании рассчитывают выйти на окупаемость уже в следующем году. "Мы начали тестировать эту модель в прошлом году - проводили конференции Business Wisdom Summit, круглые столы и мастер-классы. В результате чистый убыток компании за прошлый год сократился вдвое",- говорит госпожа Рубис. Менеджер одного из издательских домов подтверждает, что проведение конференций обычно не требует больших затрат от издательств. "За большую часть услуг, таких, как, например, аренда помещений, обычно рассчитываются по бартеру",- рассказывает собеседник "Ъ".



Многие издательства сейчас ищут дополнительные пути заработка в связи со стагнацией рынка рекламы в печатных СМИ, отмечает Владимир Чеповой, в разные годы руководивший издательскими холдингами "Блиц-Информ", "Караван Медиа", "Медиа Инвест Групп" и "Галицкие контракты". В этом году рынок рекламы в прессе должен вырасти всего на 5,3%, до 2,8 млрд грн (прогноз Всеукраинской рекламной коалиции), в то время как весь рекламный рынок - на 11,3%, до 10,5 млрд грн. Одним из средств дополнительного заработка являются конференции - кроме дохода, они поддерживают репутацию издания, утверждает руководитель проекта Forbes Conferences Ульяна Медуха. "Правильно выстроенная репутация позволяет повышать цены и на прямую рекламу - если издание завоевало уникальное доверие читателей, рекламодатели будут размещаться не только из-за охвата, а для того, чтобы их ассоциировали с этой репутацией",- поясняет господин Чеповой.



Однако проведение мероприятий не приносит больших доходов. "Это несравнимо с прямой рекламой",- утверждает Владимир Чеповой. Например, проведение конференции Adam Smith Conference, по оценкам участников рынка, приносит организаторам до 20 тыс. евро в год. Гендиректор интернет-провайдера FreshTel Елена Минич, чья компания была партнером Business Wisdom Summit, организованного "Экономикой", говорит, что спонсорство обошлось компании недорого - 30 тыс. грн плюс обеспечение интернет-доступа во время проведения мероприятия. Для сравнения, ежемесячная прибыль от рекламы в журнале "Фокус", по данным "Коммуникационного альянса",- около 2,5 млн грн (235 тыс. евро). "Это сложно - часто организовывать крупные мероприятия. Мы проводим одну-две конференции в месяц",- добавляет руководитель отдела конференций журнала "Эксперт" Алиса Перковская.



Бизнес-ивенты интересны далеко не всем категориям рекламодателей, добавляет директор департамента маркетинга и рекламы концерна "Нико" (импортер Mitsubishi) Ярослав Вовк. "Например, для автодилеров важен широкий охват, поэтому они отдают предпочтение прямой рекламе",- отмечает он. Елена Минич говорит, что для ее компании участие в конференции имело сугубо репутационные выгоды. "На мероприятии было много руководителей крупных компаний, а мы сейчас как раз развиваем бизнес-направление",- поясняет госпожа Минич.



Мария Попова

http://kommersant.ua/

13.02.2013

Испанский журналист Марио Гарсиа: Цифровые СМИ делают газету более аналитической

Испанский журналист Марио Гарсиа: Цифровые СМИ делают газету более аналитической

Печатать или не печатать? Испанский журналист Марио Гарсиа — опрокидывает стандарты восприятия печатных книг и СМИ в своей лекции. Что лучше — выпустить книгу на бумаге или сделать цифровую версию? Издатель выпустил мою книгу на цифровой платформе и, хотя я первоначально сильно сомневался, но потом я понял, что ее не надо было печатать. Но печатные издания не умрут — во всяком случае на нашем веку — ведь радио никогда не было более популярным чем сегодня, но это не мешает людям одновременно использовать другие платформы — планшеты или ТВ.

Анализ издания и подачи материала должен измениться, подача материала измениться, идея о ежедневной газете уйдет. Будущая газета — это газета викэнда, газета выходного дня. Скорость электронных СМИ превышает печатные, но читать печатное издание со вкусом — это совсем другое дело.

Сочетание веселого, глупого и серьезного, аналитического — такую подачу материала Марио считает наиболее эффективной.

Экология и жизнь