31.03.2016

Распространение прессы с рук: за и против



В последние дни в медиасреде с новой силой разгорелась некогда
актуальная дискуссия на тему целесообразности работы так называемых
«ручников». С одной стороны профессиональное сообщество
распространителей прессы Москвы, занятое в сфере киосковых продаж,
выступает против нецивилизованной торговли с рук. С другой —
издательское сообщество, привыкшее видеть в мобильных «ручниках»
спасение для снижающихся розничных тиражей, категорически против их
уничтожения. Кто в этом споре прав — попробуем разобраться с помощью
наших экспертов и фотоаппарата.







История вопроса




Для справедливой оценки действительности наших дней необходимо немного
углубиться в историю. Торговцы газетами с рук, на профессиональном
«печатном» сленге называемые «ручниками», в нынешнем своем виде
появились на российском рынке, как и многие другие формы торговли, на
заре перестройки. Хотя еще по книгам и хроникам нам знаком образ озорных
мальчишек, шныряющих по улицам городов и горланящих что-то вроде
«Инспектор Трентон подозревает! Алмаз "Око света" потерян! Покупайте
газеты!». Однако в советские времена процесс распространения прессы был
централизован благодаря системе ЦРПА «Союзпечать». Тем не менее,
развитие малого предпринимательства в начале 90-х вдохнуло в систему
«ручников» вторую жизнь. В это время в нашей стране начались реальные
рыночные преобразования, стал формироваться сектор малого бизнеса, были
заложены основы его сегментирования. Именно в тот сложный для страны
период многие частные предприниматели, в попытках найти себя в
изменившихся рыночных условиях, выбрали стезю продавцов газет. И тогда
их услуги были более чем востребованы. На фоне рухнувшей системы
«Союзпечати» и еще не оформившейся новой рыночной среды, интерес к
наконец-то ставшему доступным печатному слову среди наших сограждан
зашкаливал. Тиражи газет, журналов и книг разлетались миллионами
экземпляров. Это, в свою очередь, позволяло издателям на вырученные
средства запускать новые проекты. Таким образом сегодня можно с
уверенностью говорить, что «ручники» сыграли одну из важнейших
исторических ролей в процессе формирования издательского рынка России. И
поэтому не удивительно, что в 90-е и 2000-е годы их число на улицах
городов непрестанно росло. По подсчетам газеты
«Коммерсантъ» в начале 2004 г. только в одном московском метро
трудилось около 450 «ручников» (и еще примерно столько же лоточников и
киоскеров с печатной продукцией).




Без перемен




Развитие торговли, появление новых форматов, внедрение (в том числе по
причине появления соответствующих требований со стороны городских
властей) передовых форм и архитектур шаг за шагом начали приближать
нестационарные киоски к цивилизованным европейским образцам. Чего не
скажешь о «ручниках», которые и поныне, как в годы перестройки, как и в
90-е, и в 2000-е стоят с тележками и на коробках. Конечно, навести
порядок в «ручном сегменте» рынка продаж прессы власти тоже пытались,
однако ощутимых результатов это не принесло.




Вот так, например, выглядели продавцы прессы с рук в начале 2000-х годов в Москве:


















А вот так они выглядят в наши дни — отсутствие значительных изменений, как говориться, на лицо:


















Но неопрятный внешний вид (отрицать который, после увиденного никто не
будет) — это еще полбеды. Более весомой проблемой представляется
«теневая составляющая» этого сегмента рынка.




Вот так в 2013 году описывала сложившуюся
картину Юлия Казакова, тогда — заместитель руководителя Департамента
СМИ и рекламы г. Москвы (ныне — первый заместитель):




  • С «ручниками» ситуация довольно сложная. Начать хотя бы с того, что в
    этой сфере очень много несанкционированной торговли, которая ведется на
    основе поддельных документов. Используя номер бланка разрешения,
    принадлежащего другому, и мою подпись, создаются потрясающие подделки.
    Иногда доходит просто до смешного: то разрешение оказывается написанным
    вручную и в произвольной форме, чего быть в принципе не может, то
    фотографию мою из Интернета возьмут, то напишут, что я лично чуть ли на
    не всю жизнь этому человеку разрешила торговать на данном месте... И
    даже бывают «разрешения», которые я якобы выдала вообще на реализацию
    каких-то сим-карт. И вот с такими поддельными разрешениями эти «ручники»
    стоят на улицах Москвы.
Тогда же, в 2013 году, Москва приняла принципиальное решение — заменить всех «ручников» пресс-стендами. По данным Департамента
СМИ и рекламы г.Москвы до 2017 г. в столице должно появиться 500
пресс-стендов. Но это — в будущем. А пока же продавцы с рук по-прежнему
стоят на улицах Москвы.




Страдают от «ручников» не только москвичи-эстеты и городской бюджет, но
и их коллеги по отрасли — газетные киоски. Каждый из киоскеров
расскажет вам с десяток историй, когда, невзирая ни на какие
утвержденные схемы размещения, «ручник» принципиально становится рядом
со стационарным киоском. К последнему вереницей тянутся «прирученные»
киоскером покупатели, которых «ручник», не потративший никаких ресурсов
на раскрутку торговой точки, с удовольствием перехватывает. В таких
случаях падение ежедневной выручки киоска составляет 60-70%. Возмущение
киоскеров подобным поведением «ручников» оправдано и понятно.




А что же издатели?




Несмотря на славное прошлое, позволившее «ручникам» заслужить статус
одних из основоположников российского рынка печатных СМИ, сегодня
отношение к ним со стороны издателей заметно изменилось. Да, эта форма
продаж по-прежнему является одной из самых эффективных в силу своей
мобильности (а значит, способности перехватывать трафик). Однако
воспользоваться этим ее преимуществом может лишь ограниченное число СМИ —
распространяемый «ручником» ассортимент логично ограничен. Вот что писала на этот счет в апреле 2015 года газета «Литературная Россия»:




  • …посносив зачастую вполне добротные киоски «Печать», «Пресса» и проч.,
    где был более-менее широкий ассортимент газет и журналов (в том числе и
    культурно-значимые издания), судя по всему, чиновники совершенно без
    внимания и контроля оставили «лоточников» и «ручников», которые повсюду
    торгуют исключительно коммерческим и ходовым товаром. И с которыми
    <…> договориться о реализации нашей, так необходимой читателям в
    Год литературы, газеты практически невозможно.
Возмущение не попавших в ассортимент «ручников» издателей понятно,
однако и самих «ручников» понять тоже нужно: в стране зарегистрированы
десятки тысяч изданий, не таскать же все на руках! Оправдан выбор и
топ-ассортимента — самые востребованные читателями издания быстро
расходятся.




В защиту торговцев рук нужно сказать и то, что, несмотря на всю свою
неопрятность, ассортиментную ограниченность и дерзкое поведение, они все
же являются частью важнейшего канала распространения печати — розничных
продаж, который все последние годы по всей стране подвергается сносам,
гонениям и административным придиркам. А уж про экономические проблемы
газетной розницы, из-за которых даже не тронутые властью киоски массово
закрываются, говорено уже не раз…




И каковы бы не были прегрешения «ручников», эти продавцы все ж таки
обеспечивают продажи хотя бы для части издателей, поэтому (перефразируя
известную пословицу про копейку и рубль) можно сказать: ручник рынок
бережет.




«За» и «против»




Наша редакция обратилась к экспертам чтобы выслушать их доводы за и против «ручников».




  • Сергей Цыганов, исполнительный директор ИД «Собеседник»:
— Сегодня, в экономически сложное время, печатная пресса очень
нуждается в поддержке. Любая торговая точка, пусть даже самая маленькая,
любой «ручник», продающий  не менее 50-60 наименований газет и журналов
в день, а за неделю — более 200 наименований — это уже помощь нашему
рынку. Почти всегда «ручники» продают прессу там, где нет киосков
печати, купить газеты и журналы можно только у них! 200 «ручников» в
городе Москве ежемесячно продают очень большие объемы тиражей нескольких
сот газет и журналов. Может быть, высказываемая сегодня идея об
упорядочивании в Москве ручной торговли в целом и имеет право на жизнь,
однако она явно несвоевременна. В кризис не надо ничего ломать, а надо
сохранять и дополнять.




Отдельно отмечу, что продающие газеты «ручники» — это не российская
специфика, а один из популярных и эффективных способов распространения
СМИ во многих столицах Европы. Я сам неоднократно наблюдал
распространителей с рук на улицах Парижа, Вены и во многих городах
Германии. Разве это плохо?... Любая торговая точка, продающая хоть
что-то из периодики — это нужно и важно для издателей. Печатные СМИ
необходимо поддерживать всеми возможными способами, а не добивать.




  • Алексей Федотов, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс»:
— «Ручники» — устаревший формат торговли, который не присутствует
сейчас ни в одной из развитых экономик. Да, еще лет 30-40 назад они были
актуальны, но сейчас «ручник» — признак экономики депрессивной. Если по
каким-то причинам на конкретном месте нет возможности поставить
полноценный киоск в 6-8 кв.м., то его заменяет торговая точка
мини-формата, вроде распространенных в США ньюс-стендов, позволяющих
создавать киоскеру нормальные условия работы. Это тем более актуально
для московского региона, где погодные условия большую часть года
достаточно агрессивны.




Помимо вопроса гуманности по отношению к сотрудникам, не стоит забывать
и про экономический аспект: «ручники» не приносят денег в бюджет, так
как большая их часть работает «в черную». Минимизируя свои затраты перед
налоговой и другими службами, эти распространители имеют возможность
выставлять минимальные цены, что конечно же выгодно работающим с ними
издателям, так как их тиражи за счет низкой цены уходят быстрее. Таким
образом киоски прессы оказываются в дискриминационных условиях.

Более того, если согласно правилам московский «ручник» должен
размещаться компактно и на строго определенном месте, то по факту он,
превратившись в развал с тюками и коробками, принципиально встает рядом
со стационарным киоском, оттягивая от него покупателей. Полноценно же
отслеживать их размещение в современных условиях власти Москвы не могут.




Обратившись в киоск покупатель, помимо своего издания, видя широкий
ассортимент, покупает еще что-то. Таким образом даже не самые ходовые и
новые для рынка издания имеют шанс быть замеченными. Разместившийся
прямо у киоска «ручник», перебивая трафик, лишает их этого шанса. Тогда
как у него самого ассортимент крайне ограничен небольшим пулом топовых
газет и журналов. Да, этот пул будет отстаивать интересы «ручников», но
разве это справедливо в отношении всего издательского рынка?...



Александра Вознесенская


Распространение прессы с рук: за и против

Комментариев нет: