Летом 2008 года гендиректор и главный редактор ИД «Коммерсантъ-Украина» Андрей Гоголев говорил, что газета быстро движется к безубыточности. Напомним, что в 2008 году убытки ИД «Коммерсант-Украина» составили 5 млн грн. О том, как отразился кризис на планах по достижению самоокупаемости, какие меры пришлось принять для сокращения расходов, и как на рекламные доходы могут повлиять выборы, Андрей Гоголев рассказал в интервью «МедиаБизнесу».
- Летом прошлого года вы говорили, что очень быстро движетесь к безубыточности. Кризис не затормозил это движение?
- Я не говорил, что быстро, я говорил, что уверенно. Готов повторить это и сейчас. Мы уверенно идем к тому, чтобы выйти на самоокупаемость. Кризис, конечно, внес свои коррективы для всего рынка, и медиарынок не стал исключением. Коснулся он и нас. Слава Богу, что не так сильно - отклонение от бюджета сейчас составляет примерно 5-8 процентов. Правда, пришлось пойти на непопулярные меры по сокращению расходов. У нас, кстати, была на удивление хорошая весна. Точнее начало весны было очень хорошим. Потом было провальное как у всех лето. Сейчас более-менее. Причем сентябрь оказался лучше, чем будет октябрь. Что будет в ноябре-декабре – не понятно, потому что рекламодатели в отличие от прошлых лет не спешат делать свои заявки более, чем на один месяц вперед. Сейчас сложно прогнозировать. Надеюсь, что все будет на уровне прошлого года.
- А как вы сокращали расходы?
- Мы, как и все остальные, сократили полосность - перешли на 8 полос. Периодически торгуемся с типографиями по поводу снижения расценок на их услуги и бумагу. Как смогли, оптимизировали штатное расписание. Ну, и прочие бытовые и текущие расходы подсократили. На лето в дополнение ко всему временно ввели сокращенную рабочую неделю, при этом количество выходов газеты осталось неизменным.
- Насколько вы сократили штат?
- У нас сократился пиар-отдел. Газета стала меньше – произошли изменения в верстке, отдел конференций сократился. Дизайнера стало на одного меньше. В итоге под сокращение попало около 10% сотрудников. Редакцию, кстати, это коснулось минимально, поскольку у нас были кое-какие вакансии, и мы их просто не стали заполнять.
- Как отразятся выборы на работе газеты?
- Во многом, выборы нам помешают, потому что, как правило, в «Коммерсанте» очень мало политической рекламы - у нас не та аудитория, на которую в первую очередь рассчитаны хвалебные рекламные статьи кандидатов. А с другой стороны, на время выборов, как правило, бизнес переходит в стадию ожидания. Поэтому для меня выборы в плане информповодов – хорошо, а в плане привлечения денег – плохо.
- Планируете запускать новые проекты?
- Думаю, мы у нас уже в этом году начнет свою работу Украинский Фонд помощи. Подобный проект уже более 10 лет успешно работает в российском «Коммерсанте». Это некоммерческий проект, мы не будем на этом зарабатывать. Задачей Фонда будет – помощь больным людям, в первую очередь, детям в нахождении средств на проведение дорогостоящих операций. Безусловно, наш Фонд будет работать в плотном контакте с Российским Фондом помощи, который возглавляет коммерсантовец со стажем Лев Амбиндер. Никаких других новых проектов ни в этом, ни в следующем году мы запускать не планируем.
- А сайт будете развивать?
- Да. Это единственная новая затратная составляющая, которую я внесу в бюджет следующего года. В этом году реклама на сайте практически не упала, при том, что мы преступно мало уделяли ему внимания. Сколько мы на него потратим в 2010 году, пока сказать не могу - еще не посчитали. Планируем сделать сайт таким же, как и у «Ъ» в России. Будет и видеораздел, и все остальное. Кстати, первый шаг в этом направлении я сделал уже летом, когда назначил главным редактором Kommersant.ua своего зама Сашу Виноградова. Скажу вам, что за те три полных месяца, как он приступил к работе, количество заходов к нам увеличилось процентов на 20-25, а доля тех, кто заходил к нам на сайт именно из-за новостной ленты возросла с 10% в июле до 30% к концу сентября.
- А зарплаты будете повышать в следующем году?
- Нет, в следующем году зарплаты оставим на уровне этого года.
- Как изменилась структура категорий рекламодателей?
- Инвестфонды, которых было очень много в деловой прессе, исчезли и у нас. Достаточно неплохо кризисный год мы проработали со всеми автомобилистами и банками. Это две категории, которые остаются с нами до сих пор. Кроме них, достаточно активно себя ведет телеком: «Киевстар» и МТС. С «Теленором» мы прекрасно проработали весь год - вышли все приложения «Телеком-IT». Не стало рекламы недвижимости, но это опять же – «визитная карточка» нынешнего кризиса, поэтому, кстати, нам пришлось приостановить до лучших времен выпуск приложения «Дом. Между прочим, кроме приложения «Дом», все наши регулярные приложения в течение всего нынешнего года благополучно выходили и выходят.
- Вы снижали цены на рекламу?
- Нет. Мы заморозили прайсы 2008 года в гривне по курсу 5,05. Понятно, что те, кто с нами работает давно и с осознанными объемами, получили преференции. Но я категорически против каких-то суперскидок. Вместо этого мы даем специальные цены, на специальные условия. Тем самым мы подчеркиваем, что это делается временно, потому что совершенно понятно, что кризис кончится…
- Поднимать цены не планируете?
- Пока не могу сказать. Телевидение уже смотрит, как строить свою ценовую политику на следующий год. Считаю, что очень показательными будут последние 2 месяца этого года. Поэтому сейчас мы рисуем только расходную часть, а над доходной частью пока еще не думаем. Окончательно мы сверстаем бюджет следующего года в конце ноября, и тогда будет известно, какие будут цены. Но скорее всего, год начнем с прежних цен.
- Что-то поменялось в дистрибуции?
- С дистрибуцией все в порядке. У нас сократился процент возвратов. При этом мы не уменьшили тираж. Это нормально - во время кризиса люди хотят больше знать и читать. Из нового: мы договорились с авиакомпанией МАУ. Уже 2 недели 1 тысяча экземпляров «Коммерсанта» в день, успешно летает с ними по всем рейсам.
На востоке Украины мы одни. В этом году в Запорожье ни «Дело», ни «Экономические известия» не печатаются. День в день там только «Коммерсантъ», но зато у них там рекламных щитов полно. Хороший ход, чтоб народ не забыл. Каждый держится, как может. У нас, кстати, наружка, наоборот, отсутствует…
- Какое сейчас покрытие у газеты в Украине?
- Покрытие такое же, как и в прошлом году. В этом году мы хотели зайти в Крым, вернее про Крым мы думали всегда. В прошлом году мы не зашли, потому что в Симферополе была очень дорогая печать. В этом году нам типографии сами звонили и предлагали хорошие цены, но появилась другая проблема - дистрибуция. Они хотят просто дикие деньги за появление и присутствие в своих сетях. С такой математикой, я, чтобы продать свою газету должен платить им в 10 раз больше, чем она стоит в розницу. Однако это не означает, что нас в Крыму нет, мы там есть, просто не в том объеме и количестве, в каком хотелось бы. Если же говорить об Украине в целом, то газету «Коммерсантъ» сегодня можно купить в любом крупном городе страны. К сожалению, на Западной Украине и в Крыму, в отличие от других регионов, наша газета появляется с опозданием на сутки.
- В этом году у «Коммерсанта» не было рекламной кампании…
- В этом году мы отказались от рекламной кампании, чтобы максимально сохранить зарплаты людям и рабочие места.
- Из-за этого читаемость «Коммерсанта» не снизилась?
- Нет, конечно. Потому что работаем хорошо (улыбается). Аудитория номера у нас постоянно растет.
Источник: МедиаБизнес
Комментариев нет:
Отправить комментарий