16.04.2011

Жизнь и смерть печатных СМИ. Два взгляда на проблему издателей и распространителей

11 апреля в рамках XX международной конференции АРПП «Рынок печатных СМИ в настоящем и будущем» состоялся дискуссионный форум по теме «Жизнь и смерть печатных СМИ. Два взгляда на проблему».
Ведущими оппонентами форума были С.Д.Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ-Сибирь», и Р.Н.Дорошенко, директор коммерческого департамента ЗАО «ИД Бурда». В качестве секундантов выступали: на стороне распространителей – И.Н.Васильева, генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург), на стороне издателей – Л.И.Бортник, директор по распространению издательства «Российская газета».

Заседание открыл председатель правления АРПП А.В.Оськин, который обозначил общие вопросы дискуссионного форума и рассказал о правилах полемики, которая должна будет проходить в формате телепередачи «К барьеру!».
«Если в ближайшее время издательское сообщество не поменяет своего отношения к системе распространения печатной продукции, то дистрибуция умрет, а вместе с ней – сами печатные СМИ и полиграфия», - указал, открывая мероприятие, С.Д.Гаврилов. Такой апокалиптичный прогноз, по словам спикера, он сделал на основе личного опыта общения с издательским сообществом, не желающим вникать в проблемы дистрибуции выпускаемых им печатных проектов и участвовать в оптимизации распространительского бизнеса. Отсылая присутствующих к своему ранее прозвучавшему на конференции докладу, в котором С.Д.Гаврилов обосновал высокие конечные цены на печать большими логистическими затратами, которые несет оптовик, и предложил снизить их за счет финансирования издателем, он посетовал: «Когда я предлагаю издателям взять расходы на транспортировку газет и журналов на себя, мне отвечают, что не планируют таким образом вкладываться в развитие своих журналов. Но если издатели не хотят развивать собственные издания, почему же это должен делать я?».
«Мысль о том, что издательские дома должны поменять свое отношение к дистрибуции, мне не совсем понятна. Любой издательский проект, выходящий сегодня на рынке, существует только потому, что обращает пристальное внимание на свою дистрибуцию», - ответил на слова первого выступающего второй соведущий Р.Н.Дорошенко. И добавил:  «Будущее издательской отрасли никак не связано с отношением издателя к логистической системе в нашей стране».
Вступивший в дискуссию Д.Г.Агарунов, генеральный директор ИД «Гейм Лэнд», указал: главное – не решать, за чей счет будет происходить дистрибуция печатных СМИ, а наладить эффективную работу этого важного звена системы продаж прессы. По его словам, на сегодняшний день технологии, применяемые при розничном распространении печати, сильно отстают от европейского рынка. «Если мы не можем узнать, сколько экземпляров издания было продано в торговой точке вчера, то о какой эффективной дистрибуции издательского продукта вообще можно говорить?» - задался вопросом спикер. По словам Д.Г.Агарунова, его компания готова инвестировать финансовые средства в технологическую модернизацию отрасли распространения, так как отрегулировав заказ и возврат тиражей, сделав систему работы распространителя прозрачной для издателя, отрасль только выиграет.
И.В.Модникова, директор по распространению ИД «Известия», взяв слово, указала, что желание распространителя переложить ответственность за дистрибуцию печатной продукции на издателя неправильно. «Наша задача – создавать контент, а логистика – задача дистрибьютора», - добавила она.
Л.И.Бортник, директор по распространению издательства «Российская газета»,  в своем выступлении указала, что им  как издателям ежедневной федеральной газеты  предрекают самую скорую смерть. «Уже сегодня мы оплачиваем внутриобластную доставку почте. Если мы будем платить еще и за доставку в розничные точки , мы умрем и того раньше! Поэтому мое мнение – затраты на логистику розничных тиражей нельзя перекладывать на плечи издателя», - указала она.
«Вопрос эффективного взаимодействия издателя и дистрибьютора намного шире и выходит за рамки покрытий расходов на логистику», - указала в своем выступлении И.Н.Васильева, генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург). По ее словам, издательско-распространительский рынок сегодня пытается жить прошлыми успехами. «Сейчас мы все испытываем определенные трудности, связанные и с производством контента, и с его реализацией. Конечно, в этом мире ничто не вечно… Печатная отрасль умирает, и наше общее желание –  как можно дольше продлить ее век. Поэтому сейчас, когда диагноз уже ясен, нам совместно предстоит решить, как мы будем жить и развиваться дальше», - изменила ход дискуссии И.Н.Васильева. По ее словам к смерти рынок печати, во-первых, приближает разрушение некоторыми издателями оптового звена. Во-вторых – желание издателей устанавливать конечную цену на свой продукт, не покрывающую расходов распространителей на обработку тиражей.
Взявший слово С.Д.Гаврилов поддержал предыдущего спикера, указав, что покрытие расходов на транспортировку тиражей – лишь один из проблемных вопросов, требующих активного участия издателей. Не менее остро стоит и проблема обработки обратного потока, которая на сегодняшний день полностью лежит на плечах распространителя, что в значительной мере оказывает влияние на конечную розничную цену печатной продукции. Еще один вопрос – отсутствие консолидированного подхода издателей в части нанесения штрих-кода. Несмотря на повсеместное распространение штрих-кодирования, до сих пор издательские дома при нанесении кода пользуются отличными друг от друга системами, чем вынуждают дистрибьютора нести дополнительные расходы на покупку и поддержание соответствующего программного обеспечения и обучение сотрудников. «Издатель сегодня совершенно не думает о том, как снизить издержки распространителя», - сделал неутешительный вывод С.Д.Гаврилов.
Председатель правления АРПП А.В.Оськин, продолжая дискуссию, привел в этой части пример Германии, где каждый распространитель является наемным агентом издателя и где именно издатель покрывает все издержки по доставке и обработке тиражей. В России же – свободный рынок, и продавец прессы является полностью самостоятельным участником рынка. Именно поэтому задача нынешнего форума – поиск баланса интересов обеих сторон.
В.И.Лупенко, генеральный директор ООО «АРЗИ», также высказался о необходимости поиска разумного консенсуса между участниками рынка. И привел в пример рынок подписки. По его словам,  сегодня в конечную подписную цену входят расходы всех участников процесса – издателя, подписного агентства и почты. На данный момент компания «АРЗИ» сотрудничает с более чем 250 поставщиками печатной продукции, поэтому на собственном примере знает, насколько важно уметь выстраивать взаимовыгодные отношения с партнерами. «Нужно уметь договариваться, а иногда – идти на компромисс», - заключил В.И.Лупенко.
«Мы все время говорим о компенсации затрат распространителя, но никто не говорит об их оптимизации. Логистика и списание тиражей не решат проблем рынка. Главный вопрос заключается в эффективности дистрибуции», - вновь взял слово Р.Н.Дорошенко. По его мнению, смерть рынка печатных СМИ приближает тот факт, что на сегодняшний день 80% тиражей газет и журналов по-прежнему продаются через традиционные киоски прессы. Однако, если сравнить эффективность киосковых продаж с продажами через торговые сети, то можно увидеть – даже 1 кв. м стеллажа в супермаркете намного эффективнее целого киоска, так как здесь потребитель имеет неограниченный доступ к печатной продукции. Поэтому сегодня главная задача отрасли заключается в развитии новых эффективных форм розничных продаж периодики, например магазинов прессы.
«Но проблема здесь в том, что ритейл, открывая очередной магазин, четко знает, как и сколько он заработает. Распространители же прессы этого сделать не могут, потому что не живут, а выживают!», - оспорил его С.Д.Гаврилов.
Отдельно на затронутую тему высказался президент АРПП Д.М.Мартынов. По его словам, не так давно ряд киосковых сетей в регионах уже провел модернизацию своих торговых точек, сменив устаревшие киоски на новые просторные павильоны прессы. И хотя после проведенных действий оборот компании вырос, прибыль осталась на том же уровне из-за дополнительных затрат на аренду, персонал и др. «Поэтому крайне важно, прежде чем начинать развивать новые формы продаж прессы, просчитать эффективность подобной модернизации для распространителя», - заключил президент АРПП.
Включившись в обсуждение, генеральный директор компании «Нева-Пресс» И.Н.Васильева представила данные по стоимости установки одной торговой точки в Санкт-Петербурге. Согласно ее данным, стоимость киоска в Северной столице в среднем составляет 400 тыс. рублей, еще в 120 тыс. рублей обойдется его подключение к электричеству. Если к этим деньгам прибавить аренду земли и затраты на согласование, то стоимость установки одного киоска обойдется примерно в 600 тыс. рублей. Таким образом, для того чтобы начать свое дело и открыть сеть хотя бы из 10 киосков, предпринимателю необходимо найти и вложить сумму не менее 6 млн рублей. «И то не факт, что он сможет начать работу, так как на сегодняшний день в городе отсутствует процедура установки новых торговых точек!», - поделилась опытом И.Н.Васильева.
«Налицо – гигантские административные барьеры, необходимость согласования огромного количества документов, сложности по кредитным займам… Вот и получается, что в нашей стране на сегодняшний день возможность расширять торговые сети по продаже прессы, модернизировать их, внедрять технологии – просто отсутствует! И происходит это на фоне постоянно сокращающегося интереса россиян к традиционному чтению. Если так пойдет и дальше, мы все, включая рынок полиграфии, умрем», - сделал неутешительный прогноз А.В.Оськин.
Отвечая на его риторический вопрос «что делать?», Р.Н.Дорошенко назвал три самых главных, на его взгляд, слагаемых успешной работы в дальнейшем: во-первых – не терять оптимизма; во-вторых - издатели должны постоянно повышать уровень своих проектов и создавать качественный контент; в-третьих – дистрибьюторам необходимо постоянно работать над снижением издержек, вкладывая освобождающиеся средства в развитие и модернизацию. «Хорошее издание всегда найдет своего читателя», - заключил Р.Н.Дорошенко.
«Мы с большим удовольствием установили бы у себя в Саратове новые и модернизированные торговые точки, - включился в дискуссию М.Л.Верник, генеральный директор ОАО «Роспечать» г.Саратов. – Однако на сегодняшний день вопрос состоит не в том, чтобы развиваться дальше, а в том, чтобы сохранить хотя бы то, что уже имеем». Он рассказал, что на сегодняшний день в Саратове местными властями ведется активная работа по сносу установленных в городе торговых точек, и местные распространители все свои силы направляют на защиту киосков по продаже прессы и сохранение распространяемых в розницу тиражей.
А.В.Попов, генеральный директор ЗАО «Центропечать», взяв слово, указал: «Мы не должны говорить о смерти печати. Да и не будет ее.  Дистрибуция должна сама инвестировать в собственное развитие и технологии, а издатели должны создавать качественный контнет, который будет пользоваться спросом у наших покупателей». По его словам, сейчас задача участников рынка заключена в консолидации, выработке совместных действий и решений. Он привел в качестве примера активную поддержку распространителей со стороны всего издательского сообщества в момент недавней «зачистки» столичных улиц и сноса киосков. «Для того, чтобы нам и дальше успешно работать и сотрудничать, нужно, чтобы и впредь участники рынка могли консолидироваться для выработки решений во благо всей отрасли», - заключил А.В.Попов.
«Основная тема нашей дискуссии – выживание в возможном кризисе, - указал, подводя итоги работы форума, Д.В.Мартынов. – Практически все, что сейчас здесь говорилось, вызывает глубокий пессимизм». Сделав отступление, президент АРПП привел пример недавних землетрясений в Индонезии, где к возможной угрозе относились «спустя рукава», и в Японии, где все строительство велось с учетом сейсмической активности. В первом случае число погибших превысило 300 тыс. человек, во втором – менее 30 тысяч. Разница, как говорится, налицо. «Вот также и у нас на рынке – все думают, что на их век хватит и авось ничего не произойдет. Что и вызывает определенный пессимизм», - резюмировал Д.В.Мартынов.
Он обратил внимание участников форума на принятые на заседании 55 Конгресса «Дистрипресс» в Гамбурге меры по спасению рынка дистрибуции прессы:
1. Поддержка рынка со стороны государственных органов (облегчение налогового бремени, поддержка программ повышения чтения, субсидии подписке и т.п.).
2. Поддержка местных органов.
3. Поддержка издателей: пересмотр договоров с распространителями с целью обеспечить устойчивую положительную рентабельность.
4. Диверсификация ассортимента (сопутствующие товары) и услуг (в розничных точках).
5. Совместные усилия издателей и распространителей с целью максимально увеличивать продажи, повышать эффективность продвижения и продаж периодики.
6. Совместные усилия с целью сокращения издержек по всей цепочке распространения.
«Эти правила в нашей стране не исполняются совершенно. И предпосылок к тому, чтобы участники рынка о них задумались, тоже нет. Как вы видите, часть этих пунктов относится к совместным действиям издателя и распространителя. Однако, сегодняшняя дискуссия показала – рынок не готов к консолидации, а его игроки не слышат друг друга», - заключил президент АРПП.
Закрывая дискуссионный форум, А.В.Оськин выразил удовлетворение состоявшимся диалогом издателей и распространителей, а также наметившимся сдвигом в процессе понимания проблем друг друга. Что, по его словам, вселяет надежду на то, что издательский и распространительский бизнесы преодолеют все трудности и будут успешно развиваться.
Пресс-служба АРПП

Комментариев нет: