19.02.2016

«Чернуха» в СМИ: можно ли ей противостоять?

Коллектор поджег ребенка за долги родителей, подростки изнасиловали одноклассницу, на случайных прохожих упала глыба снега и льда, — новостные ленты буквально переполнены зловещими заголовками, а журналисты словно смакуют подобные новости, шокируя аудиторию подробностями кровавых событий. Нужно ли как-то менять ситуацию, дозировать чернуху, перемежать ее с позитивной информацией? Или лучше горькая, но правда?
  • Вадим Горжанкин, главный редактор портала «Медиастанция», основатель Коммуникационной группы «Красное Слово»:
— Основа чернухи — это насилие, которое всегда было интересно людям. Например, публичные казни на площадях средневековых городов иначе как прообразом современной чернухи не назовешь. Кстати, публичные казни тоже были весьма популярны у народа. Уверен, что многим россиянам станет скучно без чернухи. Ведь именно за наличие чернухи они так ценят некоторые федеральные телеканалы, не говоря о многочисленных малоколиберных СМИ. Очевидно, что в современном глобальном мире противостоять засилью чернухи в медиа практически невозможно, так как для этого необходимо на законодательном уровне запретить любую чернуху абсолютно во всех СМИ, в том числе в социальных сетях. Почему именно во всех СМИ? Потому что если одни СМИ избавятся от чернухи, а другие нет, то последние выиграют в борьбе за рейтинг. С этим уже согласятся далеко не все. А прежде чем запретить, нужно еще дать этому явлению четкое определение, разграничить: что есть чернуха, а что не чернуха — а это не всегда возможно. Но запретить мало, нужно еще отслеживать ее появление, оперативно принимать соответствующие меры. Сегодня в России нет такой структуры, которая могла бы выполнять такие глобальные задачи. К тому же на фоне борьбы с чернухой пострадают другие инакомыслящие элементы, которых умело объявят чернушниками. Ну и не стоит забывать, что современные российские СМИ уже в немалой степени интегрированы с зарубежными. В частности, новость о той или иной голливудской звезде после появления в том же Daily Mail или The Sun молниеносно разлетается по всему миру, в том числе попадает и в российские СМИ. В общем, бороться на локальном российском уровне с чернухой сегодня нереально. Для этого нужен режим, как в Северной Корее.
Возможно, на проблему чернухи в СМИ человечество через 10–20 лет будет смотреть иначе, так как сегодняшние дети видят ее с детства и, не исключено, у них будет иной взгляд на это явление. Можно даже предположить, что появится новый вид — человек медийный. Мировосприятие и психика такого медиачеловека будут существенно отличаться от таковых у сегодняшнего потребителя СМИ. Как говорится, человек привыкает и приспосабливается ко всему. Может быть, настанет такой день, когда у нового медиачеловека хорошие новости будут вызывать такой же шок и интерес, какой у наших современников вызывает чернуха.
  • Олег Жданов, литературный обозреватель КП.РУ, автор программы «Книги с Олегом Ждановым» на радио «Комсомольская правда», писатель:
— Нужна ли мрачная правда в СМИ и нет ли «сладкой аллергии» на положительные новости?
Будучи историком по образованию, иногда люблю устраивать для своих друзей экскурсии по историческому центру Москвы. Не раз мне приходилось указывать участникам экскурсии на красивые здания и пояснять: «а вот так выглядели дореволюционные гимназии». Для меня вопрос о необходимости заполнять страницы СМИ сюжетами о катастрофах, маньяках и самоубийствах аналогичен вопросу о том, почему учебные заведения в большинстве стран старались строить красивыми. Все просто. Когда ты строишь красивое здание для школы — ты думаешь о вечности, о том, что несешь культуру в века; о поколениях, которые воспримут эстетику и духовность, получая знания в красивом интерьере. А если ты желаешь получить навыки токаря, высокие потолки и портик по фасаду тебе не нужны. Ты пришел за алгоритмом, а не за искусством.
В современных СМИ все абсолютно также. Вечность не нужна. О поколениях и резонансе в истории нации и цивилизации никто не думает. По сути, СМИ в России давно нет, ибо мертвы все концепции — нести информацию, делать людей чище и лучше. Есть медиабизнес — его задача — рейтинг / рекламные продажи и все. Вот и ответ. Если цель — лишь деньги, то зачем что-то доброе, созидательное и светлое? Низменные потребности всегда будут продаваться лучше, а значит, их и нужно «кормить». Сколько людей прочтет до конца материал о новой лекции в библиотеке имени Достоевского? А сколько прочтут информацию о сгоревшем в тульском роддоме мальчике? Продюсер СМИ разведет руками и скажет: это осознанный выбор читателя, мы тут ни при чем. Это абсолютная правда. Можно бесконечно обвинять «Дом-2» и «Кривое зеркало» в дурновкусии, а Ваенгу с Михайловым в пошлости, но телевизионный рейтинг и аншлаги концертных площадок подтвердят мрачную картину нашего с вами реального выбора. Любое СМИ, руководство которого попытается уйти от «насущных» тем, в первые месяцы потеряет в рейтинге по сравнению с коллегами по конкурентной группе. Такова данность, но этим все не закончится. Спустя некоторое время издание с правильной пропорцией между положительной и «инфернальной» палитрой информации ощутит изменение качества своей аудитории. Правильная пропорция будет выглядеть эстетичнее и дороже, а значит, за самоубийцами из спальных районов читатель с низкими жизненными запросами и возможностями уйдет к другому СМИ, а у вас «отведет душу» человек, уставший от крови и грязи. Если у вас есть время «подождать», то аудитория положительной картины мира приведет вам и рекламу более дорогих и престижных товаров и услуг. Противогрибковый крем для ног за 500 рублей на вашей рекламной полосе сменит маска для лица за 5000 рублей.
Но чтобы российское СМИ перестало быть «таблоидом для дебилоидов» нужно, чтобы во главе этого СМИ стоял человек с хорошим образованием, желанием оставить след в истории и не боящийся разговора с учредителями. Так рождаются «правильные» пропорции, которые не лишают человека права на информацию, но не создают вокруг него мир, полный негатива и страха. К сожалению, таких взвешенных конструкций у российских СМИ очень мало. Чаще всего похабщине и чернухе противостоят СМИ с настолько высокопарными попытками приобщить читателя и зрителя к духовным ценностям, что лишь внушают отвращение к глубинам гуманитарного образования. Самый страшный пример — это канал «Культура», на котором порой столь бездарно «заворачивают» культурный продукт, что он остается непонятым и невостребованным. О положительных событиях тоже нужно уметь говорить так, чтобы была понятна их значимость и не было приторно сладко. В этом смысле характерно смешивание в российских СМИ в 90-е годы светской хроники с новостями культуры, а ведь это два очень разных жанра и преподносить их следует очень по-разному.
Резюмируя, вернусь к архитектурным ассоциациям. Грязь стирается с поверхности Земли, красота остается, но создавать красоту нужно осознанно и профессионально. Если СМИ будут хоть иногда искать пропорцию, а не гнаться за самоокупаемостью и прибылью, то осознанность и умение отделять зерна от плевел придут и к аудитории, а значит, мир станет чуточку лучше.
  • Александра Красногородская, руководитель отдела продюсирования «Русской службы новостей»:
— Новости про растерзанных детей и изнасилованных школьниц вызывают оторопь. Это первая реакция нормального человека. Но этот же нормальный человек в следующую секунду кликает этот жуткий заголовок, ведущий на затертое видео с пометкой «18+». При всей мерзости, при всем отвращении надо узнать подробности.
Секс, кровь, деньги — возьмите в заголовок одно из этих слов, и оно соберет просмотров в десятки (сотни) раз больше, чем что-нибудь из серии прекрасного (очередь на Серова не в счет). Опять же, сравните две новости: «Отчим за двойку ножовкой отрезал пасынку палец» и «Новосибирские врачи провели уникальную операцию по пересадке сердца». Признайтесь, что возьмут охотнее? Конечно, на журфаке мы проходили теорию журналистики, где были четко обозначены функции ремесла. Но на практике все вышло несколько иначе. А может, учебники писались в другое время. В общем, сейчас есть читатели, слушатели, зрители, сейчас есть рейтинги и реклама. И есть новости, которые читают или не читают. Это о правде жизни. И да, сюда же два слова. Неоднократно слушателям в эфире предлагала голосование по вопросу вроде: вам не хватает в новостной ленте позитивных новостей? Подавляющее большинство (более 80 %) говорили да. Тут же берем тему в данном ключе — и все, запал пропадает, звонков становится меньше.
И еще. Чисто по-человечески я за добро, мир и любовь. Чтобы было больше новостей про героев, которые спасают провалившихся под лед детей. Про самоотверженных ученых, врачей, которые реально служат народу. Хочется, чтобы о них знали в стране, но нет — страна все-таки хочет знать подробности отпиленного ножовкой пальца. И не спорьте.
  • Светлана Скляр, главный редактор газеты «Бийский рабочий» (Алтайский край):
— Не открою Америки, если скажу, что «чернушные» материалы для любого СМИ — более рейтинговые, более посещаемые. Неоднократно убеждаюсь в этом на примере сайта газеты biwork.ru. Стоит разместить что-то из серии «убийства, суицид» и прочее, посещаемость растет в разы. Наверное, это хорошо. Но! Считаю, что подобному место на каких-то специальных порталах, где такие новости умеют писать.
Мы тоже, как все, не чураемся чернухи, но есть правило — только на местном материале и не ради сенсации, а дабы помочь, допустим, в поиске пропавшего человека.
Вот пример того, как благое дело можно превратить в чернуху. Осенью буквально всю страну всколыхнула новость о том, что из бийского детского лагеря «Факел» 21 августа пропал подросток Данила Ченцов. Мы на своем сайте с первого дня отслеживали информацию о поиске, так как сами живем в этом городе, и тем более о спортивных достижениях Данилы писали не раз. За три месяца дали семь новостей на эту тему. Вроде, не так много и по делу, но уже после 2-3-й заметки на эту тему посетители сайта взмолились: «Хватит! Вам нечего писать?». А многие региональные и федеральные СМИ до сих пор стараются высосать сенсацию из этой трагедии, травмируя родных и раздражая обычных людей.
Просто во всем, а в подаче «чернушных» материалов тем более, должно быть чувство меры и чувство вкуса у редакторов. Главное — не вызвать раздражения у читателя. Иначе человек точно не будет заходить на ваш сайт.
Однако на одно чувство меры уповать нельзя. Есть даже в нашем городе ресурсы, на которых, зайдя поутру, можно прочитать о деяниях какого-то маньяка в городе за тысячу верст от нашего Бийска. И ведь заголовок стараются сделать так, чтобы читатель встрепенулся и за сердце схватился: «Ах, а я сегодня гулял с собакой потемну!». И все же не считаю необходимым каким-то образом законодательно ограничивать подачу подобных материалов. Ведь у каждого нашего зрителя, читателя есть пульт в руке или мусорная корзина рядом. Это к заявленному в теме слову «противостоять».
А вообще, в СМИ должно быть все, но в меру и в рамках закона о СМИ: и «желтушка», и «чернушка», и клубничка.
Анжела Микоян
«Чернуха» в СМИ: можно ли ей противостоять?

Комментариев нет: