Коротко о том, что сейчас происходит в медиа: ничего хорошего. Журналисты сидят без работы по полтора года, ждут гонорары примерно столько же. Устроиться корреспондентом или редактором в штат — это что-то из области фантастики.
Когда это всё закончится? Точно не в этом году, и даже не через год. Компании урезают свои рекламные бюджеты, и редакции не могут на оставшиеся деньги прокормить большой штат сотрудников. Медиа были в зоне турбулентности и до кризиса: проекты закрывались и открывались, менялись инвесторы и редакторы, издания месяцами задерживали выплаты своим авторам. Сейчас на рынке царят уныние и застой, новой работы в отрасли нет, количество вакансий сокращается, зарплаты — тоже.
На фоне всего этого в медиа начинается вторжение машин: Яндекс, например, уже заявил, что в его новом информагентстве будут работать только журналистские роботы — программы, занимающиеся поиском информации, факт-чекингом и синтезом новостей.
Ситуацию на рынке труда в медиа можно резюмировать так: сокращения и туманные перспективы. Неудивительно, что сейчас многие журналисты и редакторы подумывают о переходе в другие отрасли. «Перезагрузка» карьеры журналиста, у которого нет другого образования и опыта работы не в медиа — небанальная задача, универсального решения тут быть не может. Собрав истории слушателей «Антирабства» и предложения, которые сейчас есть на рынке, мы составили карту с направлениями, куда могут податься нынешние сотрудники СМИ. Рекомендуем посмотреть, даже если кризис вас не коснулся — приятно держать в уме вариант альтернативной карьеры на случай, если в вашей жизни что-то изменится.
Кем может стать бывший журналист или редактор?
1. Редактор контент-проекта.
Из журналистов получаются хорошие контент-менеджеры. В отличие от людей, которые много лет проработали в индустрии, а потом решили делать тематический профессиональный ресурс, журналисты умеют интересно рассказывать истории и адаптировать информацию для широкого круга читателей. Шансы найти такую работу достаточно высоки, но нужно обладать хотя бы минимальными знаниями о теме, которой посвящён проект. Работа в контент-проекте может быть довольно однообразной, но платить здесь, скорее всего, будут больше, чем в редакции.
2. Образование: от продюсера курсов до организатора околовузовских структур.
Образовательные проекты — это «новый чёрный»: несмотря на кризис, их становится всё больше. Связь между журналистикой и образованием хоть и не такая очевидная, как с контент-маркетингом, но прослеживается: посмотрите хотя бы на Arzamas, который открыли бывший редактор «Большого города» Филипп Дзядко и основатель «Теорий и практик» Данила Перушев. Бывшим сотрудникам медиа будет несложно найти работу в сфере образования, но стабильности здесь ждать не стоит — в период кризиса образовательные проекты подвержены примерно тем же рискам, что и медиа.
3. Госструктуры и госкорпорации.
В госкомпаниях не так много вакансий, подходящих для бывших журналистов, но есть шанс устроиться, как минимум, в пресс-службу. Здесь есть и стабильность, и достойный доход. Но стоит помнить, что госслужба — это и многочисленные ограничения: чиновникам нельзя заниматься бизнесом, иметь второе гражданство или иностранные счета, получать дорогие подарки. В последнее время некоторые госкомпании стали ограничивать выезд своих сотрудников за рубеж.
4. PR и GR.
Очевидные варианты. Из плюсов — зарплаты на порядок выше, чем в журналистике, и полный пакет корпоративных льгот. Самый большой минус — сама работа: менее интересно, чем в редакции, и ещё нужно защищать интересы своей компании и влиять на продажи/продвижение. Вам пригодятся старые знакомства в журналистской среде — только не злоупотребляйте, иначе все бывшие коллеги будут вас ненавидеть.
5. Издательства.
В издательском бизнесе обстановка не намного лучше, чем в медиа: кризис и застой, вакансий становится меньше. Из плюсов — такую работу можно делать удалённо.
6. НКО.
Неплохой вариант, особенно если вы искренне интересуетесь сферой деятельности организации. Но, если вы устроитесь не в крупную международную НКО вроде «Красного креста», а в российскую, готовьтесь к тому, что денег там будет мало.
7. Event-агентства.
Найти подходящую работу в event сейчас нелегко — по этой сфере тоже сильно ударил кризис, заказов меньше, и бюджеты, по сравнению с богатыми докризисными корпоративами, сильно упали. Обратите внимание на агентства, которые работают с крупными заказчиками международного уровня. Работать будет не скучно, но есть и обратная сторона — стресс и большая текучка кадров.
8. Копирайтер в рекламном агентстве.
До кризиса этот путь пользовался неизменной популярностью среди выпускников журфака, прочитавших «99 франков». Сейчас в рекламном бизнесе всё практически так же грустно, как и в медиа, зато писать тексты и презентации вы можете удалённо — например, из какой-нибудь тёплой страны третьего мира.
***
Вот несколько примеров перезагрузки карьеры в медиа — это четыре реальные истории слушателей «Антирабства»:
История 1.
Одна девочка была заместителем главного редактора в большом глянцевом журнале — про красоту, моду, косметику и прочие женские темы. Сейчас она стала директором по развитию сети клиник эстетической косметологии, занимается стратегией, развитием и открытием новых клиник, новых процедур и направлений. Почему так получилось: во-первых, это тема, в которой она разбирается и знает, как позиционировать такие вещи, во-вторых, у неё есть сильные организаторские навыки.
История 2.
Другая девочка была журналистом, писала в основном о политике. Она поняла, что про политику писать больше не хочет, поэтому мы её отправили на собеседование в фонд, который занимается социальной тематикой. В штате фонда она — единственный журналист, теперь она пишет о больших проектах в сфере образования, здравоохранения, рассказывает людям о новых возможностях в этих сферах. И всё это ей очень нравится.
История 3.
Один мальчик занимался научно-популярной журналистикой, и очень от этого устал. Мы его отправили в онлайн-проект, связанный с IT и хай-теком. Там он больше не занимается журналистикой — в этом проекте он выступает в качестве продакт-менеджера, то есть, наоборот, занимает журналистов, отвечает за содержание и механику проекта.
История 4.
Был очень известный главный редактор, который очень долго работал в журналистике, и устал от своей должности и от журналистики в целом. Теперь он руководит направлением GR в крупном банке: в новой должности ему пригодились связи, организаторские способности и огромный опыт с прошлой работы.
Алёна Владимирская, хедхантер, карьерный консультант,
основатель агентства PRUFFI и онлайн-курсов «Антирабство»
Кризис в медиа: где искать работу журналисту, — Алёна Владимирская, PRUFFI
Комментариев нет:
Отправить комментарий