14.08.2013

Блогсфера: Газеты продолжат открещиваться от новостей

Блогсфера: Газеты продолжат открещиваться от новостей

ВЦИОМ вбил сегодня последний гвоздь в газеты как источник новостей. Мои увещевания про объективное технологическое отставание печатных СМИ от целого ряда других форматов медиапотребления теперь подкреплены конкретными цифрами. 7% респондентов считает газеты источником новостей, столько же поверят им в случае возникновения противоречивых сведений о том или ином событии.

Второй вывод тоже никого не должен смущать. Еще 2,5 года назад писал, что именно мультиплатформенное СМИ является образцом объективности информации. Потому что по одному и тому же событию они могут предоставить полный спектр для восприятия информации потребителем: не только газетный текст, пусть и замечательный, но и звуковой ряд (вот вам и дрожь голоса, и эмоциональный окрас, и другие «маркеры»), и «картинку» (подтверждение тому, что да, это событие реально было, вот и спикер настоящий, это всё не выдумки PR-менеджера или успешный дизайнерский «фотошоп»). И раз уж психологи утверждают, что большинство людей на свете больше верят собственным глазам, чем букве, то какие другие результаты вы хотели видеть в вопросе: «Если об одном и том же событии радио, телевидение, журналы, газеты  и интернет говорят по-разному, сообщают противоречивые сведения, то какому источнику Вы поверите больше?».

Тем не менее, в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе газеты могут находиться в новостной нише. Тогда, когда, например, газета в силу цифрового неравенства и ряда других причин остается единственным источником информации для локального сообщества (а таких территорий предостаточно даже на примере Свердловской области). А также тогда, когда в силу управленческой логистики и технологических возможностей удается наладить выпуск настоящей вечерней газеты, которая является альтернативным вариантом медиапотребления для категорий «уставших от гаджетов» менеджеров, а также лиц, чья жизнедеятельность и новомодные цифровые «феньки» несовместимы.

Еще раз подчеркну: нет ровным счетом никакой трагедии от того, что газета уходит из новостной ниши. Ее простор — шире. Это — информационно-аналитический и публицистический жанры, которые не укладываются в формат современных цифровых медиа, заточенных на постоянные переключения внимания и частотные клики. Это крупные интервью, которые на современных гаджетах смотрятся купировано. Это инфографика, которая благодаря своим полосным масштабам пока выигрывает даже у онлайн-СМИ, заточенных на интерактивность и мультимедиа. И список преимуществ далеко не исчерпан.

Второй посыл для газет, хотя рассчитан он был вовсе не на них, можно подчеркнуть из сегодняшнего интервью с главным редактором РИА «Новости» Светланой Миронюк в газете «Известия»: «Для нас сегодня важнее не быть первыми, а верифицировать информацию на 100%. Потому что репутационный ущерб от ошибки на порядок больше, чем бенефит от того, что ты выиграл три секунды у конкурента».

Третий посыл — напомню, заключается в том, чтобы газета может и должна жить по собственной информационной повестке. «Если пристально присмотреться, 80% СМИ и недоСМИ, куда отнесем незарегистрированные новостные ленты и категорию блогеров, топчется на 20% информационных поводов, изощряясь в густоте, насыщенности и цвете красок при его освещении. Такой подход «размывает» информационную индивидуальность каждого издания, они теряют свою идентификацию, теряют лицо. В этих условиях нет ничего другого, чем подзабытый, но хорошо работающий способ формирования собственной информационной повестки. Именно Газета-2016 должна становится генератором информационных поводов, именно она должна их сопровождать, именно она решает, сколько освещать тему, чтобы не перегнуть, и когда к ней возвращаться(...) В идеале, заимствованная повестка должна составлять не более 25% от информационного объема газеты», — писал в «Журналистике и медиарынке» в сдвоенном номере на июль-август этого года.

Для тех же газетчиков, кто все-таки из-за озвученных данных ВЦИОМ все-таки расстроился, хочу напомнить, что некогда новомодный пейджер умер намного раньше, нежели стационарные телефоны. Да и персональные компьютеры, некогда объявленные убийцами газет, тоже переживают свой закат на фоне сметающих на своем пути планшетов и смартфонов. Так что не торопите события. Время для того, чтобы говорить «гоп» или сочинять эпитафии, еще не настало. Сопротивляйтесь. Повесить нос никогда не поздно...

fdn74 (Дмитрий Федечкин)
PlanetaSMI.RU

Комментариев нет: